Любовь — основополагающее понятие христианского богословия и христианской этики. Нередко христианство называют религией любви, имея в виду, что учение о любви является его смысловой и ценностной сердцевиной. В чем заключается христианское понимание любви?
Первое. Двумя главными заповедями ветхозаветного закона Иисус считал заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему. Когда законник обратился к Нему с вопросом: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). Обе заповеди заимствованы из Ветхого Завета (Втор. 6:5 и Лев. 19:18), однако в христианской перспективе они обретают новое содержание. В Ветхом Завете под «ближним» понимался соплеменник, сын того же народа. Иисус же, цитируя заповедь, существенно расширяет ее смысл, понимая под ближним всякого человека, вне зависимости от его этнической или религиозной принадлежности.
Второе. Для Иисуса любовь к Богу и любовь к ближнему составляют одну двуединую заповедь: одна любовь не мыслится без другой. Законник спрашивает Иисуса только об одной, наибольшей заповеди, а Иисус в Своем ответе добавляет вторую. Любовь к Богу находит свое выражение и естественное продолжение в любви к ближнему. Апостол Иоанн Богослов напоминает об этом в следующих словах: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20–21).
Третье. Ветхий Завет призывал любить ближнего «как самого себя», а Иисус призывал любить ближнего больше самого себя. Исходя из того, что каждый человек любит себя и желает себе добра, Иисус в Нагорной проповеди сформулировал правило, суммирующее ветхозаветный принцип отношения к другому человеку: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Однако в собственном учении Иисуса о любви слышен иной голос, звучит иная тональность, чем та, в которой выдержаны нравственные увещания закона Моисеева. В конечном итоге, Иисус призывает человека быть способным отдать жизнь за ближнего (Ин. 15:13). Пожертвовать жизнью ради другого человека — вот предел, которого может достичь христианская любовь.
Четвертое. Бог в Самом Себе имеет источник любви. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Человеческая любовь является отражением любви божественной.
Пятое. Страдания и смерть Иисуса Христа на кресте имели причиной любовь Бога к человечеству и каждому конкретному человеку. По словам того же апостола, «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:8–9). Через Свои страдания и смерть Иисус «явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1).
Шестое. Своим ученикам Иисус говорил: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). В чем новизна этой заповеди? В том, что Христос призывает Своих учеников любить друг друга не обычной любовью, основанной на взаимности, а той жертвенной любовью, которая не ожидает ответной любви. Речь в Его словах не идет о любви, которая определяется общей принадлежностью любящего и любимого к одному народу. Это и не та естественная любовь, которая существует между людьми, скрепленными кровным родством или узами дружбы. Речь в словах Иисуса идет о качественно иной любви —той, которая объемлет все перечисленные виды любви и превышает их, имея сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции: ее источником может быть только Сам Бог.
Седьмое. Христианское учение о любви в полной мере реализуется только в Церкви, и именно Церковь — то пространство, где христиане призваны учиться любви у Самого Христа. Но любовь, к которой они призваны, должна распространяться не только на членов Церкви. Она должна охватывать собой всех без исключения людей, в том числе, личных врагов конкретного человека. Христианину не следует делить людей на друзей и врагов, на своих и чужих. Для него все — свои, ближние и родные. 06:09 Каждого он призван любить вне зависимости от того, 06:13 встречает он ответную любовь или нет.
Восьмое. Иисус учил любить врагов. Он говорил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:43–44). Иисус не противопоставляет любовь к врагам любви к ближним: он расширяет понятие «ближних», включая в него врагов. Основную мысль Его наставления можно передать следующим образом: отношение к человеку не должно зависеть от его отношения к нам; любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным. В проявлении любви и делании добра христианин призван занимать про-активную, а не ре-активную позицию: он должен не просто реагировать на чувства и поступки других, но сам становиться источником любви и добра.
Девятое. Заповедь о любви к врагам можно назвать квинтэссенцией всей христианской нравственности: в ней, как в фокусе, отражены другие заповеди Христа. Именно заповедь о любви к врагам наиболее решительно обновляет ветхозаветное представление о любви, о нравственности, о тех критериях, на которых должно строиться отношение человека к ближнему. Эта заповедь закладывает основу того нового миропорядка, который в полной мере может быть осуществим только в общине учеников Иисуса — в Его Церкви. В то же время, учение о любви к врагам не следует воспринимать как призыв к отказу от защиты родины или защиты истины. Святитель Филарет Московский писал: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите врагов ваших».
Десятое. Любовь — это внутреннее чувство, которое имеет не столько рациональную, сколько эмоциональную основу. По этой причине человеку очень трудно заставить себя полюбить кого-то, принудить себя любить врагов, даже если разумом он понимает, что это нужно. Любовь к врагам не достигается путем самовнушения, она не может быть следствием решения человека поступать по отношению к ближним так, а не иначе. Безусловно, для приобретения любви к врагам требуется работа над собой, но одной этой работы недостаточно. Необходима еще и «благоприятная среда», в которой человек будет развивать в себе это качество. Такой средой является Церковь. Нравственные принципы, сформулированные Христом, действуют прежде всего внутри Церкви — общины Его учеников. Но христианин не может быть таковым только в среде себе подобных: он призван воплощать в жизнь христианские нравственные принципы в том числе в среде людей, чуждых этим принципам.