Найти в Дзене
Листки календаря

2 января. День рождения «певца скорби».

2 января 1834 года (21 декабря 1833 г. по старому стилю) родился великий русский художник Василий Григорьевич Перов (1834-1882). Несколько фактов о его жизни и творчестве.

Автопортрет В.Г. Перова.
Автопортрет В.Г. Перова.

Перов был незаконорождённым сыном барона Криденера, губернского прокурора Тобольска. Он не имел права носить фамилию отца, и сначала звался Васильевым (по имени крёстного). Фамилия же Перов произошла от прозвища, данного ему учителем за мастерское владение пером.

После того, как мальчик переболел оспой, у него сильно испортилось зрение, однако это не помешало занятиям живописью.

Автопортрет в юности.
Автопортрет в юности.

В начале своего творческого пути Перов создал несколько картин, сатирически изображающих представителей духовенства: «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасху», «Чаепитие в Мытищах». Последняя была заказана Мытищинской управой в качестве своеобразной рекламы, но местные власти и представить себе не могли, что молодой художник изобразит такое чаепитие. Поговаривали, что дерзкому живописцу вместо пансионерской поездки в Италию грозит теперь отправка на покаяние в Соловки, но всё обошлось.

Чаепитие в Мытищах.
Чаепитие в Мытищах.

Когда Перов получил право на трёхгодичную стажировку за границей, он пробыл там только два года и попросился обратно: «Посвятить себя на изучение страны чужой я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отчества». Оставшееся время он посвятил поездке по России. Даже находясь за рубежом картины из жизни обычных людей он предпочитал классическим сюжетам.

Савояр (картина написана в Париже).
Савояр (картина написана в Париже).

Перова называли «певцом скорби» за его картины с трагическими сюжетами из тяжёлойжизни простого народа. К ним относятся «Провода покойника», «Дети-сироты на кладбище», «Старики-родители на могиле сына», «Утопленница» и многие другие. Самая известная из них – «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду». Мальчик, изображённый Перовым в центре, вскоре умер. Его мать, увидев эту картину, опустилась перед ней на колени. Тогда художник написал для неё портрет сына.

Тройка.
Тройка.

Перов был выдающимся портретистом. Его кисти принадлежат хрестоматийные портреты великих писателей И.С. Тургенева, А.Н. Островского, В.И.Даля, Ф.М. Достоевского. О создании портрета Достоевского вдова писателя вспоминала: «Прежде, чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Фёдора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Фёдор Михайлович имел, когда был погружён в свои художественные мысли».

Портрет Ф.М. Достоевского.
Портрет Ф.М. Достоевского.

Перов был страстным охотником. Его статьи об охоте печатались в специализированных изданиях. А картина «Охотники на привале» стала, наверное, самым популярным произведением художника. Достоевский писал о ней: «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеётся... Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врёт он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чём он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Охотники на привале.
Охотники на привале.

Иногда Перов работал вместе со своим другом Алексеем Саврасовым, мастером пейзажа. В частности, Саврасов приложил кисть к пейзажу в «Охотниках на привале» и некоторых других картинах.

Ближе к концу жизни Перов обратился к историческим сюжетам. Несколько лет он работал над картиной «Суд Пугачёва», так и оставшейся незавершённой. Самое значительное его историческое полотно – «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Никита Пустосвят. Спор о вере.
Никита Пустосвят. Спор о вере.

Жизнь Василия Григорьевича Перова складывалась тяжело. Он потерял жену и двоих детей, а сам умер от чахотки в 48 лет. Его единственный оставшийся сын также стал художником, однако он не оставил значительного следа в истории живописи.