Найти тему
Азия без фотошопа

Одну и ту же воду используют по 3 раза: чья вина, что многие таджики до сих пор живут как в каменном веке

«Наконец-то помоюсь по-человечески, и воду не придется по несколько раз в день поднимать на четвертый этаж», — заявила недавно вернувшаяся из Таджикистана приятельница, чем несказанно меня удивила. Просто живет она не в кишлаке, а в Худжанде — втором по величине городе страны.

Фото instagram.com/p/CS_mF42qkHn/
Фото instagram.com/p/CS_mF42qkHn/

Расположен он в красочной долине на берегах Сырдарьи в окружении гор и до обретения таджиками независимости назывался Ленинабадом. Современный Худжанд не дотягивает до гордого звания крупного мегаполиса, но считается важным экономическим, культурным и научным центром Таджикистана. В городе сохранилось немало исторических достопримечательностей: древняя цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина, памятники Камолу Худжанди и Исмаилу Самани и даже отреставрированный храм Марии Магдалины.

Я ездила туда пару лет назад, останавливалась в местной гостинице и помню, что в номере был кондиционер, интернет и душ с круглосуточной подачей холодной и горячей воды. Прогуливаясь по улицам Худжанда, я познакомилась с Фарзоной, а потом случайно встретила ее уже в России, куда она приехала на заработки. Недавно приятельница отправилась домой проведать родителей и детей, а когда вернулась, огорошила заявлением, что пока местные гостиницы наперебой расхваливают перед туристами свои условия, один из микрорайонов города живет как в каменном веке.

«В наших домах и раньше были перебои с водой: ее лет 10 давали по часам, но она поднималась даже до пятого этажа, а теперь и до первого уже несколько месяцев не доходит», — пожаловалась Фарзона. По ее словам, жители микрорайона исправно платили по 18 центов за каждый использованный кубометр, однако представители частной компании по водоснабжению утверждают, что их клиенты задолжали почти $18500.

Оказывается, власти и прокуратура Худжанда еще пару месяцев назад обещали решить проблему, но воз и ныне там. Насосная станция ссылается на огромную задолженность за использование электроэнергии, из-за которой вынуждена брать воду из скважины низкого давления, в результате чего она не поднимается даже на первый этаж.

Меня поразило, как 500 жилищным хозяйствам Худжанда предложили решить проблему — заплатить по 2000 сомони ($177) и выкопать перед домами резервуары, а воду из них перекачивать наверх насосами, установленными в квартирах. Из любопытства умножила 177 на 500, получила сумму в 88,5 тысячи долларов и задумалась, а не проще было бы заплатить долг за электричество.

Но, видимо, таджики не сторонники простых решений. Фарзона говорит, что перед их домом выкопали огромный резервуар, но теперь и он перестал наполняться. Итог плачевен — жители Худжанда покупают воду в 5- и 10-литровых пластиковых бутылках и используют ее по три раза.

Фото instagram.com/p/CXCQDYQo9ko/
Фото instagram.com/p/CXCQDYQo9ko/

«Сначала мы умывались над тазом, потом там же мыли руки, в после стирали вещи или использовали эту воду в туалете. Самое обидное, что искупаться нормально не получалось, приходилось ходить к тете в другой конец города. А ведь у нас в квартире установлен водонагреватель, вот только греть им нечего», — посетовала Фарзона и добавила, что рада вернуться в Россию к цивилизации, но переживает за своих родителей и детей, поэтому с надеждой ждет следующего года.

Оказывается, страдающие от нехватки воды жители Худжанда потребовали у властей подключить их к трубопроводу другой компании, ведь там и давление выше и кубометр обходится в 13 центов. Они даже предлагали в хукумате (местный правительственный орган) собрать с каждого жилищного хозяйства по 100 сомони (около $9) и купить новые трубы. Однако чиновники заявили, что и так на следующий год планируют передать проблемные дома на баланс другого предприятия по водоснабжению.

Пока же власти «думают», часть крупного таджикского города, активно зазывающего туристов, в 21 веке живет как в каменном. Для меня такая ситуация выглядит странной и непонятной, а все попытки чиновников «решить проблему» кажутся лишь стремлением переложить ответственность на чужие плечи. Как вы думаете, кто все же виноват в страданиях простых таджиков из Худжанда?