Найти тему
Лавка старины

Сколько стоят модельки машин времен СССР?

Оглавление

Для коллекционеров авто модельки — это вовсе не игрушки, и основное отличие состоит в том, что это прототипы реальных автомобилей, но только в уменьшенном масштабе. Причем копии даже раскрашены были в стиле своих прототипов, поэтому узнаваемы даже сейчас.

Пропорции могут быть от совсем маленьких 1х144 до достаточно больших 1х4, а самый востребованный формат 1х43. Изначально такие мини-копии не предназначались для детей, это были модели для продавцов настоящих автомобилей, а целью было показать трехмерную модель будущего транспортного средства.

Сувенир «ГАЗ» с моделью автомобиля «Волга», оргстекло, пластмасса, СССР, 1980-е гг.
Сувенир «ГАЗ» с моделью автомобиля «Волга», оргстекло, пластмасса, СССР, 1980-е гг.

Материалом изготовления, чаще всего, выступал металл, но были и пластиковые модели. Кроме серийных автомобилей выпускались авто милиции и скорой помощи, пожарной машины и обслуживающие автомобили (топливо, молоко, грузовики и прочие). Что интересно, производители сопровождали каждое изделие историей, поэтому было понятно, где производят реальное транспортное средство.

-3

Скорее всего, тяга к таким уменьшенным копиям автомобилей СССР исходит из многих факторов: любви к транспортным средствам, ностальгии по советским временам, статуса антикварного предмета и уверений типа «все, что было раньше, было лучше».

Начало эры советских масштабных моделей

Первые модели таких машинок были выпущены саратовским ПО «Тантал» в 1969 году. А модель классического формата 1х43 «Москвич-412» вышла в 1971 году. Все такие модели отличает цельнолитой корпус и подробнейшая детализация каждой мелочи, некоторые части машины даже открываются, например, в указанном выше москвиче открывается капот и под ним есть макет двигателя.

Модель Москвича-412
Модель Москвича-412

Такой автомобиль во времена выпуска стоил 3 рубля 50 копеек (что можно увидеть на дне изделия), а в настоящее время раритет может стоить 20-200 тыс. рублей, в зависимости от сохранности и года выпуска. Причем некоторые заводы выпускали аналогичные модели, и цена часто зависела от тиража, например, «Москвич-412» ижевского завода 1975-1979 годов ограниченного выпуска стоит около 30 тыс. рублей.

-5

В 1975 году была выпущена первая модель, у которой открывались передние двери и багажник, где можно было найти запасное колесо. Это был «Москвич-403». Такую модель найти несложно, она оценивается около 20 тыс. рублей.

Модель Чайки ГАЗ-13
Модель Чайки ГАЗ-13

1978-1980 годы отмечены значительным прогрессом, выпущены:

  • «Волга ГАЗ-24-02»: у нее открывалось все, что только можно (двери, багажник и капот), вместо литого корпуса многие детали стали отдельными элементами, как внутренних частей салона, так и деталей днища (коробка передач, карданный вал и другое);
  • «Чайка ГАЗ-13» отметилась горящими фонарями и фарами;
  • «Нива ВАЗ-2121» оказалась самой детализированной, эта модель максимально точно повторяла оригинал, экземпляр такой машинки можно попытаться найти за сумму около 20 тыс. рублей.
Модель Нивы ВАЗ-2121
Модель Нивы ВАЗ-2121

Ценность модели складывается из года выпуска, тиража, детализации, материалов изготовления, но еще и от случая, если не торопиться, то иногда можно найти аналогичную модель значительно дешевле. Но осознание того, сколько такому раритетному автомобилю лет, вызывает у истинных ценителей такое благоговение перед некоторыми экземплярами, что они согласны отдать последние деньги и их даже можно понять.

Модель Волги
Модель Волги

Сколько может быть машинок в коллекции

Эдуард Почернин из Белгорода начал собирать машинки случайно, его коллекция выросла из заброшенных игрушек младшего брата, который потерял к ним интерес. Самый первый экземпляр — КамАЗ-5511 саратовского завода 1983 года выпуска. В настоящее время в его коллекции 943 модели, которые уютно разместились в трех шкафах и им там уже тесно, нужен новый «гараж». Как шутит хозяин, когда приходят гости, приходится завязывать дверцы веревками, только он сам достает и показывает автомобили.

Модель Катюши
Модель Катюши

Увлечение не из дешёвых и требует много времени, так как можно найти экземпляры за 600 рублей, а можно за несколько десятков тысяч. И самые дорогие авторские модели. Эдуард Почернин тоже переделал несколько моделей, например, из классической ГАЗ-13 сделал точную копию «Чайки», которую использовали операторы на «Мосфильме».

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!