Доброго дня всем вам, мои читатели!
Пришло время рассказать о ситуации, заложниками которой вольно или невольно становятся учителя. Речь идёт о так называемых «заменах», ситуациях, когда учитель должен провести урок за своего отсутствующего коллегу. Ситуации бывают разные, чаще всего это связано с болезнью или другими обстоятельствами, не позволяющими присутствовать в школе и вести урок. Большей частью, ситуации жизненные и понятные, и слово «должны» осознаётся как необходимость выручить, помочь коллеге. Но бывает так, что слово «должны» начинает звучать слишком часто со стороны администрации.
Причина этого кроется в структуре расписания. По действующим нормам в нём не может быть больше двух «окон» подряд в течение дня работы. Однако никто не мешает эти окна размножить на остальные дни, и тогда получается причудливо дырявое расписание, в окнах которого, как считает администрация, учителю нечем заняться и негде притулиться. Вот тут-то он и начинает быть «должен». Один из обычных аргументов: «Вы же находитесь на рабочем месте!»
-- Да, но не работаю,-- в ответ заявляете вы.
-- Вот вам замены на сегодня и на завтра,-- завуч даёт вам листочек или кидает табличку замен на почту, не спрашивая о ваших планах на жизнь.
И тут вы искренне изумляетесь:
-- Что это?
И поверьте, вы можете это себе позволить!
Дело в том. Что когда вы получили это сообщение в письменном или электронном виде, то вы получили уведомление об изменении учебной нагрузки. Именно так, потому что часы замен – это часы «сверху» вашей учебной нагрузки на неделю. Изумляетесь вы тому, в какой форме вас об этом известили, а должны были позвонить, вызвать, спросить согласие, издать приказ, который будет основанием для начисления зарплаты за… сверхурочные. Да-да, за сверхурочные! Вам предложили именно это!
Статья 152 ТК РФ «Оплата сверхурочной работы» сообщает: «Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором». В коллективном договоре школы такие размеры оплаты, как правило, не определяются, так как это «лишняя информация».
· п. 56 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года, предусматривает, что администрация может изменять объем учебной нагрузки (ее норматив равен 18 часам в неделю) только с письменного согласия педагогических работников. Изменение установленного объема учебной нагрузки допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев уменьшения, связанных с сокращением количества классов или количества часов по учебному плану.
· Увеличение учителю учебной нагрузки, в т. ч. в связи с замещением временно отсутствующего работника, согласно ч. 1 ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) фактически является временным переводом на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. Такой перевод требует получения согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.
Письменного соглашения нет, но есть «производственная необходимость», говорят вам с важным видом. Вы возражаете:
· Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса), а также с учетом особенностей регулирования рабочего времени педагогических работников и особенностей оплаты их труда.
И, совершенно не стесняясь, требуете оплатить ваш труд не по ставке 0.5, как сейчас делают при «заменах», а первые 2 урока с коэффициентом 1.5, а последующие – 2.0 (но в течение дня).
Тут вас начнут брать на «жалость»: «Неужели вы не понимаете, что некому?» или на испуг: «В таком случае подумайте о новом месте работы…» Но вы не сдаётесь и сообщаете:
Положения статей 25, 26, 54, 55 и 87 КЗоТа РФ в отношении требования учителю выйти на замену являются ничтожными, так как перевод на другую работу (а этим является замена)- это освобождение от основной работы, и перевод на другую должность с сохранением средней зарплаты, если ее размер вдруг окажется меньшим, чем на предыдущей должности. К 18 часам минимальной учебной нагрузки добавляются часы замены. Так как замещение длится меньше двух месяцев, оплата идет не по тарификации, а почасовая, которая меньше, чем по тарификации.
Поэтому, Марья Ивановна, вы меня, извините, обманываете, когда говорите, что надо и заплатим как за урок. И делаете вывод:
«Для педагога замены - это не производственная необходимость, а выполнение дополнительной работы. Если в ряде отраслей промышленности установлены доплаты за выполнение обязанностей отсутствующего работника по договоренности между работником и администрацией, в соответствии со ст. 87 КЗоТа РФ, причем эти обязанности выполняются в рабочее время, то педагогов заставляют работать сверх его продолжительности, что позволяет требовать оплату труда по своему усмотрению».
-- А как же все работают так?—вопрошает Марья Ивановна, не теряя надежды побороть вас.
А вы объясняете:
«Что в отношении учителя нельзя применить статьи КЗоТа РФ о сверхурочных работах. В образовательной деятельности школы, в договоре с сотрудниками нет понятия «сверхурочные часы» - за исключением работающих в две смены детских садов, где есть возможность отработать часы за внезапно не явившегося на работу сотрудника-сменщика. Учителю разрешается с его согласия работать с более высокой нагрузкой, но сверхурочными часами это не считается. А если нет сверхурочных, то без согласия учителя обязать его выйти на замены нельзя».
Марья Ивановна, покраснела, опускает глаза. Ей стыдно, потому что до этого, рассчитывая на совестливость и человечность учителей, она без сомнений и лишних переживаний пользовалась согласием «по умолчанию». А вот когда учитель «по умолчанию» выходил на замену, то далее была она уже кругом права!
Так и получается всегда! Учитель должен понять, «войти в положение», только его никто слушать не хочет! Поэтому вы, не стесняясь, в письменной форме (обязательно) на имя директора доводите до его сведения, чтобы он, в свою очередь, довёл до заместителя директора (пишите, до кого) сведения о порядке организации замен в образовательном учреждении, о которых она (он), как работник, выполняющий работу по организации расписания, должна(-ен) знать и в чём, очевидно, существует значительный пробел в профессиональной подготовке.
И просите согласовывать вам замены в соответствии с указанными разъяснениями.
Увидите, после этого с вами будут разговаривать уважительно и учитывать ваше свободное время, которое необходимо Вам и Вашим близким.