Найти тему
Закониус

Для коллекторов выпущены правила взаимодействия с должниками

Спорные вопросы взаимодействия профессиональных взыскателей долгов с должниками растолковала Федеральная служба судебных приставов. Рассмотрим, на что, как выяснилось, имеют право коллекторы, а что, по мнению ФССП, будет считаться самоуправством.

Разъяснения нужны давно

Федеральный закон о коллекторской деятельности принят еще в 2016 году, однако до настоящего момента ФССП не давала никаких разъяснений и рекомендации по спорным вопросам, оставляя все на усмотрение Национальной профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Поскольку в текущем году судебные приставы получили новые полномочия, связанные в том числе и с рассмотрением жалоб на коллекторов, ФССП решила все-таки дать разъяснения.

Права коллекторов

Напомним, о том, что долг перешел к коллектору, должника должны уведомить в течение тридцати дней с момента передачи права требования по его долгу.

Сами коллекторы могут контактировать с должником лично, не чаще раза в неделю, и звонить по телефону не более 1 раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Также коллекторы могут отправлять должнику сообщения, в том числе голосовые.

С кем могут контактировать коллекторы

В июле текущего года изменились правила взаимодействия коллекторов и лиц, связанных с должниками — родственников, сожителей, соседей и так далее. Теперь контакт с ними возможен только в случае если:

  • сам должник письменно разрешил коллектору тревожить его родственника/соседа;
  • сам родственник или сосед также письменно дал согласие на такие контакты.

ФССП разъяснила, что согласия эти требуются только для кредитных договоров, заключенных после 1 июля 2021 года. Со «старыми» долгами можно работать по старым правилам.

Телефонный коллекторский этикет

Также ФССП разъяснила разницу между телефонными переговорами, звонками и попытками дозвона. В законе разделения понятий нет, и оттого неясно, сколько должен длиться разговор с должником, чтобы он был сочтен состоявшимся. Как мы уже отметили выше, существует ограничение на количество телефонных звонков должнику, которое может совершать коллектор.

ФССП разъяснила, что:

  • при подсчете количества совершенных коллектором звонков принимаются в расчет только успешные звонки длительностью более 1-2 секунд. То есть должник должен успеть понять, кто ему звонит;
  • если должник сразу же бросает трубку, услышав, что звонит коллектор, это тоже будет считаться успешным звонком. У должника есть право не поддерживать диалог с коллектором;
  • автодозвон использовать запрещается, поскольку это будет расценено как психологическое давление;
  • звонки роботов-коллекторов также будут учитываться, как состоявшиеся.

Запрет на введение в заблуждение и давление

ФССП также растолковала, какие действия коллектора будут восприниматься, как попытка ввести должника в заблуждение:

  • сообщение о подаче заявления в полицию из-за неуплаты долга;
  • сообщение о том, что долг или его часть необходимо вернуть раньше, не в дату, которая обозначена в договоре.

Психологическим давлением будут считаться:

  • любые угрозы (по телефону, в соцсетях);
  • звонки с молчанием;
  • звонки на работу клиенту;
  • обещания найти должника через соседей или коллег и так далее.
© Закониус, 2021 г.
Читайте также: разборы разных правовых ситуаций на нашем сайте.