Спорные вопросы взаимодействия профессиональных взыскателей долгов с должниками растолковала Федеральная служба судебных приставов. Рассмотрим, на что, как выяснилось, имеют право коллекторы, а что, по мнению ФССП, будет считаться самоуправством.
Разъяснения нужны давно
Федеральный закон о коллекторской деятельности принят еще в 2016 году, однако до настоящего момента ФССП не давала никаких разъяснений и рекомендации по спорным вопросам, оставляя все на усмотрение Национальной профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Поскольку в текущем году судебные приставы получили новые полномочия, связанные в том числе и с рассмотрением жалоб на коллекторов, ФССП решила все-таки дать разъяснения.
Права коллекторов
Напомним, о том, что долг перешел к коллектору, должника должны уведомить в течение тридцати дней с момента передачи права требования по его долгу.
Сами коллекторы могут контактировать с должником лично, не чаще раза в неделю, и звонить по телефону не более 1 раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Также коллекторы могут отправлять должнику сообщения, в том числе голосовые.
С кем могут контактировать коллекторы
В июле текущего года изменились правила взаимодействия коллекторов и лиц, связанных с должниками — родственников, сожителей, соседей и так далее. Теперь контакт с ними возможен только в случае если:
- сам должник письменно разрешил коллектору тревожить его родственника/соседа;
- сам родственник или сосед также письменно дал согласие на такие контакты.
ФССП разъяснила, что согласия эти требуются только для кредитных договоров, заключенных после 1 июля 2021 года. Со «старыми» долгами можно работать по старым правилам.
Телефонный коллекторский этикет
Также ФССП разъяснила разницу между телефонными переговорами, звонками и попытками дозвона. В законе разделения понятий нет, и оттого неясно, сколько должен длиться разговор с должником, чтобы он был сочтен состоявшимся. Как мы уже отметили выше, существует ограничение на количество телефонных звонков должнику, которое может совершать коллектор.
ФССП разъяснила, что:
- при подсчете количества совершенных коллектором звонков принимаются в расчет только успешные звонки длительностью более 1-2 секунд. То есть должник должен успеть понять, кто ему звонит;
- если должник сразу же бросает трубку, услышав, что звонит коллектор, это тоже будет считаться успешным звонком. У должника есть право не поддерживать диалог с коллектором;
- автодозвон использовать запрещается, поскольку это будет расценено как психологическое давление;
- звонки роботов-коллекторов также будут учитываться, как состоявшиеся.
Запрет на введение в заблуждение и давление
ФССП также растолковала, какие действия коллектора будут восприниматься, как попытка ввести должника в заблуждение:
- сообщение о подаче заявления в полицию из-за неуплаты долга;
- сообщение о том, что долг или его часть необходимо вернуть раньше, не в дату, которая обозначена в договоре.
Психологическим давлением будут считаться:
- любые угрозы (по телефону, в соцсетях);
- звонки с молчанием;
- звонки на работу клиенту;
- обещания найти должника через соседей или коллег и так далее.
© Закониус, 2021 г.
Читайте также: разборы разных правовых ситуаций на нашем сайте.