В самых разных областях и обстоятельствах красный цвет предупреждает, предписывает, запрещает, осуждает, наказывает. Это одна из его основных функций в наше время, когда в повседневной жизни и в быту его все больше вытесняет синий.
В лексике появились выражения, в которых идея предостережения или запрета передается словом «красный», например «красный уровень опасности», «перейти красную линию». Подобные выражения и устойчивые сочетания существуют в большинстве западноевропейских языков . Есть и другой смысловой пласт; в нем красный ассоциируется с наказанием: сейчас об этом напоминают главным образом школьные тетради с красными пометками учителя.
В торговле этот цвет используется главным образом для того, чтобы привлечь внимание. Рождество, праздник, наступающий вскоре после зимнего солнцестояния, представляет собой сочетание зеленого (елка), белого (снег) и красного (Санта-Клаус, он же Дед Мороз). Красная одежда Санта-Клауса не связана с широко распространенной в 1930‐е годы рекламой кока-колы: рождественский дед унаследовал ее от своего предка, святого Николая, покровителя и защитника детей, который еще с позднего Средневековья изображался в красной митре и красной мантии.
Красный цвет был и остается цветом благородства и величия. Но это еще и цвет, полный жизни, энергичный, даже агрессивный. Считается, что красное вино бодрит больше, чем белое, красное мясо питательнее, красные автомобили – вспомним «феррари» и «мазерати» – быстрее остальных. Но в повседневной жизни красный все же уступил место синему и зеленому, ставшими более частыми, по сравнении с красным.