Как похвала бывает такой, что лучше бы ругали, так и сочувствие люди порой проявляют так, что думаешь: зайцы, лучше бы вы молчали...
Это не самая весёлая история, но важная.
У молодой женщины по имени Татьяна случилась неприятность - украли кошелёк с зарплатой. А зарплата, представьте, была наличными. Кажется, это случилось недавно, но карты тогда ещё не были популярны. Оклад обычно давали в кассе бухгалтерии, купюрами и монетками.
И вот представьте: Таня получила свои купюры-монетки, а в метро у неё из сумки выудили кошелёк. Конечно, женщина расстроилась. Она жила одна, зарплата была совсем не большая, квартира - съёмная, а накоплений не имелось. Имелась только пожилая матушка с копеечной пенсией, жившая в пригороде.
На следующий день, насобирав мелочь по карманам, Татьяна добралась на работу, где рассказала о своей неприятности. Представляете, девчонки, как бывает? Просто безобразие! Ну да ладно, нужно взять себя в руки и сообразить, что делать...
И "девчонки" в отделе ей начали сочувствовать. Господи, Таня, как же ты будешь жить? А за квартиру чем станешь платить? А что есть целый месяц? Кошмар, ужас просто, бедная ты бедная!
Девчонки помоложе качали головами и предполагали, что Таню вышвырнут из съёмного жилья. Вон, у Вали из соседнего отдела такое было! Не смогла вовремя заплатить - и привет. А новую квартиру без денег не найти. Пришлось ей уезжать обратно к маме, к чёрту на кулички...
Дамы постарше хмурились и отмахивались. Ерунду вы городите, девочки! Можно снять комнатку в общежитии. Будет совсем дёшево. Правда, там тоже условия разные бывают. У меня сестра так жила. Соседи - пьяницы и скандалисты, из холодильника пропадают продукты, грязь кругом и тараканы, не поверите, вот-такенные! Как же тебя жалко, Танечка.
Таня держалась, но тут, понятно, расплакалась. Будто вживую увидела грядущую грязь и тараканов, глад и прочую нищету. Не просто расплакалась - разрыдалась в голос. Даже "девчонки" удивились и притихли.
А на звуки истерики прибежала начальница. Послушала путанных объяснений, посмотрела в круглые глаза коллег, взглянула на Таню, поливающую отчёты горькими слезами. Велела строго:
- А ну-ка успокойся!
Не помогло. Тогда начальница скомандовала: звонить маме и в скорую. Они там разберутся.
Таня не могла успокоиться, "девчонки" бестолково водили хороводы вокруг неё.
Маме позвонили, скорую вызвали. Они приехали почти одновременно. Мне кажется, это было совсем недавно. Но, видимо, память сыграла со мной злую шутку. Какое же это "недавно", если зарплату выдавали в кассе, а психиатрия в стране была карательной и больше никакой?
Фельдшерица из скорой что-то пробурчала про острый психоз. Спросила: увозить? Мама разводила руками и пожимала плечами. Она же не специалист, откуда она знает? "Девочки" тоже не знали, что делать. Таня уже не рыдала, просто тряслась и всхлипывала.
Подошла молоденькая секретарша, шепнула таниной маме: не отдавайте. Мы сейчас заварим чаю, попросим для Тани отгул, отвезём домой. Всё будет хорошо. Но тут вмешалась начальница. Велела передать дело официальной медицине. Мама скорбно покивала и согласилась. Врачам виднее, пусть...
Таня вернулась через месяц. Спокойная, без слёз. Вообще без эмоций, но с красными пятнами на руках и лице - сказалась аллергия на лекарства. Коллектив помалкивал. Ей даже собрали какую-то матпомощь. И хозяин квартиры никуда её не выгнал, вошёл в положение. Лишь изредка "девчонки" украдкой показывали пальчиками и вполголоса поясняли любопытствующим:
- Да, Таня, наша Таня. Ну, эта, из "дурки", бедненькая...
Собственно, это вся история. Тани не стало очень быстро. И её нельзя за это винить. Трудно быть "той самой Таней из дурки", знаете ли. Без настоящей поддержки, но с морем ложного сочувствия.
Мораль будет простая и жестокая. Прежде, чем сочувствовать и помогать, подумайте, не сделаете ли вы хуже. Хорошо-хорошо подумайте. Потому что иногда лучше вообще не сочувствовать, чем поддержать вот так.
А если вы, не дай Бог, оказались жертвой такого сочувствия, найдите в себе силы его пресечь. Уйти, объяснить, что хотите побыть в тишине, сказать, что вам неприятно, попросить замолчать, пусть даже грубо. Заткнуть фонтан милосердия любой ценой. И не путать настоящее сочувствие с желанием почесать об вас язык.
Это последняя грустная история в этом году. Остальные будут только позитивными, честно. Просто сегодня такой день, день памяти. День, чтобы напомнить о важном и провести черту между настоящим добром и ложным.
С любовью, ваша Сашка_с_чашкой. Подписывайтесь. И спасибо, что читаете.