Добродушный Санта-Клаус с его смешком «хо-хо-хо», раздающий детям подарки, и такой же добрый Дедушка Мороз с мешком даров - известные, но относительно «молодые» мифические персонажи. Их появлением мы обязаны христианству, которое сделало греческого Святого Николая новогодним добряком. На самом деле, в его антураже сохраняются особенности не столь милых древних языческих божеств.
День солнцестояния
У большинства народов мира день зимнего солнцестояния (22 декабря), как и день летнего солнцестояния (22 июня), – один из важнейших праздников в году. Именно его отмечали веками и даже тысячелетиями индоевропейские народы, предки современных народов Европы. И вокруг него сложилось множество языческих ритуалов, которые успешно дожили до нашего времени (колядки, ряженые, украшение ели, Рождественское полено, полет на санях с оленями по небу, вертепы и т.д.).
В странах, где христианство пустило глубокие корни, такие обряды уже почти лишились своего первоначального смысла. Зато они явно видны в некоторых малонаселенных регионах Европы или там, куда христианство пришло относительно поздно: в Альпах, в Скандинавии, в балтийских и ряде славянских стран. Так, в Швеции на Вальпургиеву ночь на 1 мая (древний германский праздник) жгут ритуальный костер в центре Стокгольма.
А, например, чехи (одновременно и славяне, и атеисты, не особенно приверженные христианству, в отличие от соседних поляков и словаков) выступают против чрезмерной популяризации в их стране Санта-Клауса. Дескать, он изначально был присущ не славянской, а англосаксонской (американской) культуре.
Кто придумал Рождество?
На самом деле, английские пуритане, осваивавшие Северную Америку, Рождество изначально не отмечали. Образ Святого Николая попал на североамериканский континент, благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне Нью-Йорк. Писатель Вашингтон Ирвинг в своей книге «История Нью-Йорка» (1809) о временах голландского правления упоминал и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.
Да и само Рождество даже в ставших христианскими странах Европы долгое время не имело такого значения, как сейчас. В средние века дети получали подарки в честь Святого Николая накануне дня его чествования – 6 декабря. Только в ходе протестантской Реформации обычай с подарками переместился на ночь с 24 на 25 декабря. Особенно много здесь сделал известный немецкий проповедник протестантизма Мартин Лютер, который таким образом хотел сместить внимание со Святого Николая на самого Христа.
Рождественский черт
Но вернемся к языческим хтоническим божествам и связанным с ними обрядам. До сих пор в таких странах и регионах, как Австрия, часть Швейцарии, Южная Бавария, Венгрия, Словения, Чехия, север Италии и Хорватии, популярен рождественский черт - Крампус (нем. Krampus, австр. Klaubauf, Bartl, словен. Parkelj, чеш. čert, сил. Gumphinckel, венг. Krampusz).
Он выступает в роли спутника Святого Николая Чудотворца, когда в ночь с 5 на 6 декабря они вместе обходят дома. Санта-Клаус дарит послушным детям подарки, а Крампус занимается «плохишами». В старых версиях легенд он уносил детей в свой замок, а потом поедал, топил в море или даже отправлял в преисподнюю. Такая связка «доброго» и «злого» следователей.
Обычно Крампуса изображают как классического черта – в виде рогатого и косматого звероподобного существа. На звериную сущность намекает и его имя, которое скорей всего происходит от древневерхненемецкого krampen - «коготь». Хотя Крампус очень схож с сатирами из древнегреческой мифологии, явно его образ не заимствованный: такое существо встречается в мифологии многих индоевропейских народов. И не только: например, у аборигенов Перу в Южной Америке известен свой леший-сатир – Чуячаки.
Вот зверюга…
Крампус покрыт бурой или черной шерстью, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заостренный язык. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки розг, которыми он стегает детей (дохристианский обряд инициации). Персонаж действительно имеет много общего с греческими сатирами, в том числе пристрастие к алкоголю и сексу. Во время колядок Крампусам обычно подносят шнапс (фруктовый бренди). Есть легенды и о детях, рожденных обычными женщинами от рождественских чертей.
Образ Крампуса получил общемировую известность после того, как он появился в середине 1980-х годов в голливудских фильмах ужасов. Очень интересно, что в странах альпийского региона он сохраняется именно наряду с Санта-Клаусом: последний его не вытеснил полностью, как во многих других странах. Ряженые в звериных масках традиционно принимали участие в средневековых мистериях на христианские праздники, которыми были заменены более ранние языческие. Да и сам Святой Николай стал популярен в Германии лишь с XI века, что по историческим меркам не так уже давно.
И даже в Нидерландах, откуда распространился современный образ Санта-Клауса (голландское название Святого Николая – Sinterklaas), считалось, что в ночь с 5 на 6 декабря добрый старик ходил к детям в компании с неким Черным Питом (Zwarte Piet). Он также наказывал «плохишей» розгами и мог унести их с собой. Но сейчас такой персонаж тоже уже почти слился с образом Санта-Клауса.
Санта-Клаус – козел?
С Крампусом очень схож новогодний персонаж из Скандинавии – еще одного региона, где сохранились многие языческие обряды. В Норвегии, Швеции и Финляндии поныне популярен рождественский козел (норв. Julebukk, швед. Julbock, фин. Joulupukki), причем в Финляндии его название распространилось на самого Санта-Клауса!
В Швеции, Норвегии и Финляндии на Рождество ряженые традиционно ходили от фермы к ферме, играли и пели песни. Одна из групп была одета в козлов, иногда с маской из соломы, а за свои колядки, очень похожие на славянские, они получали еду и напитки. В XIX веке ряженный козлом стал сам дарить подарки. Сейчас финский Йоулупукки выглядит как обычный Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, но сохраняет национальные особенности. Еще в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и с рожками.
В наше время рождественские козлики из соломы часто украшают новогодние елки по всей Скандинавии. Особенное большую известность получила соломенная фигура рождественского козла в шведском городе Евле, которую устанавливают на центральной площади с середины 1960-х годов – ее почти каждый раз сжигают «хулиганы».
Дикая охота
Как мы знаем, козлоподобный персонаж известен во многих культурах мира, но у северных германцев новогодний праздник приобрел свои черты. Согласно скандинавской мифологии, бог Тор перемещался по небу в повозке, запряженной двумя козлами по имени Таннгриснир и Таннгнйостр. Легко догадаться, что именно отсюда возник образ Санта-Клауса в летящей повозке с оленями. На самом деле, данный миф очень древний и восходит к истории о легендарной Дикой охоте, известной у многих индоевропейских народов.
Часто в Дикой охоте по зимнему небу участвовал не Тор, а скандинавский бог Один (немецкий Водан). Он также известен как Йольнир или Длиннобородый: образ мужчины в летах на охоте восходит ко временам еще первобытных охотников. Был у германцев и женский персонаж, ставший прообразом для Снежной Королевы и аналогичный славянской Масленице, - «Мать Ночь» (англосаксонское Mōdraniht).
Йоль
Само название Рождества в германских языках восходит к древнему наименованию 12-дневного праздника в честь дня зимнего солнцестояния - Yule(древнанглийское geola, также Jul, Julblot, jól, jólablót, joulu - от предположительной прото-германской основы *jehwlą-). В готском календаре V-VI веков встречается месяц fruma jiuleis, а знаменитый историк Беда Достопочтенный писал в VIII веке, что у англосаксов были месяцы geola или giuli, соответствующие декабрю и декабрю с январем.
Долгое время часть зимнего периода (с середины ноября до начала января) называлась Yuletide, а многие языческие обряды из него вошли в состав рождественских и новогодних празднований. В германских (и некоторых финно-угорских) языках рождественский период поныне называется: jul в Швеции, Дании и Норвегии, jól - в Исландии и на Фарерских остовах, Joelfest – во Фрисландии, Joelfeest – в Нидерландах, joulu – в Финляндии, jõulud – в Эстонии. Современные германские неоязычники отмечают Юле как день зимнего солнцестояния, когда возрождается великий рогатый бог охоты.
(Окончание здесь).