Найти тему

Чего жаждет каждый от игры

В последнее время наблюдаются некоторые проблемы в отношениях РФ и Запада. С чем это связано, можно будет прочитать внизу.

НАТО примет новую стратегическую концепцию, однако Европейский союз желает самостоятельно определять свою политику безопасности и обороны. Обе срочно необходимы доктрины, так как угрозы могут поменяться. Проблемой является то, что под терминами "автономия" и "безопасности" понимаются абсолютно разные вещи.

2022 год принесет для трансатлантического сообщества два важных дипломатических события. В марте в ЕС будет принят "Стратегический компас", документ, представляющий собственный взгляд брюссельских чиновников на политику Союза в области защиты и безопасности. Он должен будет отличаться от понятия "Стратегическая автономия" Европы.

Это важно по той причине, что на июльском саммите в Мадриде НАТО представит новую концепцию, в которой будет разъяснено, какие цели ставит новая стратегия объединения и какие основополагающие положения по безопасности будут в нее входить и что они будут из себя представлять (к примеру, внешние вызовы и шансы их исправления). При их помощи будут контролировать сферу безопасности.

Все документы подобного характера разрабатываются с учетом целей, которые покпзывают миру, как понимают ЕС и НАТО трансатлантические отношения в области безопасности. Весьма показательными в этом плане яаляются дебаты, которые ведутся перед подписанием документа. Вопросы, которые там ставят, и дискуссии об ответственности предстпвляют картину новой приближайщейся европейской реальности, в которой все сильнее проявляются двустронние отношения и стремление к узкому региональному сотрудничеству между отдельными странами внутри Североатлантического альянса.

Конец Холодной войны дал НАТО и ЕС уникальную возможность продвинуться на Восток. Цена этого шага была минимальной, так как преимущества глобализации перевешивали любые издержки от региональных вызовов. Это позволяло предположить, что проекты будут в безопасности. Тогда Россия и Китай не были столь сильными державами и только экономический кризис 2008 вскрыл проблемы расширения западных блоков. Североатлантический альянс и Европейское сообщество уже тогда должно было отреагировать на новую реальность.

Усилившаяся Россия

Европейский союз реагирует на этот процесс в рамках своих возможностей. Это связано с тем, что подобные меры принимаются консенсусом, вокруг которого идет борьба со странами - участниками ЕС, которые не особо заинтересованы в борьбе с Россией. НАТО, будучи военной организацией, чья сила распространяется за пределы европейского континента, должна развивать политческие функции взаимодействия между своими членами, тем самым выстраивая восточный фланг сдерживания РФ.

И здесь кроется проблема: дефиниции в терминах "защита" и "безопасность" сильно разнятся в понимании стран Западной и Восточной Европы. Для восточных стран усиление России - это вопрос национальной безопасности, поэтому для них важны военные возможности НАТО. Для западной части Европейского сообщества приоритетными являются проблемы экономики и миграции с территории Африки и Ближнего Востока - явления, силы Североатлантического альянса бессильны.

К этому следует добавить усиление Китая в Азии, поэтому беспокойство США приковано к пространству Тихого океана. По этой причине Вашингтон требует от своих европейских союзников самостоятельно проводить политику безопасности.

Осложняет положение Великобритания, которая после Брекзита хочет иметь особые отношения со странами АТР и уверяет западных членов ЕС в том, что развитие внешней защиты приоритетна для них. При этом ей оппонирует Франция, котооая обвиняет Лондон в стремлении создать сообщество в сообществе вокруг себя. Президенство ЕС в первом полугодии 2022 года будет принадлежать французам, в связи с чем Эммануэль Макрон уже 9 декабря этого сообщил о том, что возможности Европейского сообщества по защите своих границ будут усилены.

Одновременно с этим в марте будет проведена конференция перед ратификацией "Стратегического компаса" президентом Европейской комиссии по теме безопасности. Термин "стратегическая автономия" как обычно станет поводом для усиления сферы безопасности Европейского сообщества. На основании этого появляется возможность прогнозировать процессы на ближайших несколько месяцев.

При этом важным в этом случае становится интерпретация терминов, так как многие члены - государства по разному относятся к внешним вызовам. Последние меняются в действительности и имеют множество подводных камней, которые пораждают неустойчивость (как это показал проблемный 2008 год). При этом проблемы помимо внешних факторов могут быть связаны с различными институтами.

Вызовы Восточной Европы связаны в том числе и с США, которые конструируются, исходя из силы российского влияния,которое проявляется в том числе и в испытаниях российского оружия. Для решения подобных проблем необходима четкое понимание совместной зоны отвественности НАТО, которая должна устрашать и защищать. Проблемы Южной и Западной Европы связаны с социоэкономической ситуацией и зависят полностью от Брюсселя.

Из различной природы угроз формируется понимание стран - участников ЕС смыслового значения и понятия концепции стратегической автономии. Осложняется это комплексностью принятия решения. Не меньшей проблемой является ухудшение обстановки в сфере политики безопасности, что частично вызванно миграцией (нелегальной - прим. переводчика),через которую в Сообщество проникает короновирус. Данная проблема по разному действует на отдельные страны, что не исключает, что взаимодействие между Западом и Востоком, как и Севера с Югом в равной степени отвечает интересам всех стран Европы.

Однако при этом есть США, которые требуют от всех стран усиления армии. В Соединенных Штатах растет давление на Вашингтон, от которого требуют, чтобы сателлиты сами решали свои проблемы. Европейцы должны осознать, что Америка сама может выполнить свои обязанности по обеспечению безопасности на восточном фланге,где идет ограничение русского влияния. Разговоры о завышенных требований по обеспечению защиты смогут прочно связать Вашингтон с другими странами НАТО, но только в долгосрочной перспективе. Европа в тяжелом экономическом состоянии и не способна направлять средства на оборонные мероприятия.

Не менее важным фактором является противоречие ЕС и НАТО по отношению к АТР (Азиатский Тихоокеанский регион). Франция, к примеру, считает, что Британия в этой части мира действует против их интересов, при том, что Лондон при этом солидарен с Парижем в в вопросах миграции. Соединенное королевство способствует укреплению восточного фланга. Это, в свою очередь, формирует отношение Европы к Китаю - большинство стран Восточнлй Еворпы на стороне США.

Разные интерпретации

В конце концов - и это, вероятно, самое важное - строиться вокруг семантики, из которой следует политическая интерпретация. Это проявляется в различном понимании французами и англичанами понятия "автономия",что приводит к сильному напряжению и недопониманию. Англоманы (восточные европейцы в том числе) подразумевают "независимость" в значении равноправия с другими акторами, обладания равными правами. Тогда как для французофилов "автономия" значит самостоятельность в выборе средств защиты.

Процесс создания новой европейской армии или "суверенной" европейской обороны, полностью независимой от США и равноценной им, в действительности невозможны еще долгое время. Автономия в трактовке французов является метафорой для увеличения самостоятельности ЕС через увеличение роли европейцев в Североатлантическом союзе. Это особенно важно, если Европа сможет свое высокомерие обуять (как было ранее в речах политиков и программных документах) в случае ЧП (что важно, так как ВС США могут до 2030 годов применяться в других местах).

Дебаты о семантике по итогу подводят к главному вопросу: разговарием мы о Европейском сообществе или о стратегической ответственности. Так, общая оборонная и внешняя политика Европы может быть выстроена в весьма непритязательной сфере - построении сил быстрого реагирования. Сценарии вероятного вторжения и устрашения хотя и прорабатываются, но в них всегда учитывается роль США и Великобритании. Однако если общая внешняя политика строится на подобном фундаменте, то необходимо ее прорабатывать с третьими странами. В этом случае необходим механизм, который позволит ЕС организовать структуры, на которых основано НАТО. Некоторые дискуссии по данной теме будут весьма сложными, чтобы их реализовать и подключить к ним как партнеров ЕС, так и НАТО.

Что хочет Берлин?

Стратегическая европейская автономия или европейская отвественность внутри НАТО растет,как предполагает Франция, которая вместе с Лондоном и Берлином должны согласиться на что - то одно.

Немецкое новое правительство считает, что оно выполняет обязанности перед НАТО по внесению средств и поэтому поддерживает Вашингтон. Берлин серьезно предполагает, что политическая интерпретация "автономии" должно быть единым, благодаря чему можно акцентировать на единение Европы. Для Германии разговоры о европейском суверенитете приемлемы, если они предполагают, что суверинитет объединен с НАТО.

Для Британии сейчас актуальным является торговля с ЕС по поводу своего позиционирования. Двустронние отношения, которые англичане строят с такими народами, как поляки, позволяет сохранить статус кво в расстановке сил европейских стран внутри НАТО. Лондон не заинтересован в потере первенства, что не позволит в будущем отдергивать своих вездесущих морпехов и ориентироваться на связи с континентальной Европой.

Из всех участников НАТО США более всего заинтересованы в стратегической самостоятельности Европы. Это всегда подчеркивалось, особенно правительством Обамы. Преимущества тут довольно понятны: европейцы будут нести больше отвественности за Средиземноморье и осуществлять коллективную оборону без привлечения помощи американских дивизий.

Дебаты о стратегической концепции НАТО также сложны и полны недосказанностей, как и в случае с ЕС. С учетом социоэкономической ситуации в США и Европе выработать эти программы действий сложно, но необходимо. Еще сложнее будет выработать правильную интерпретацию этих слов. Если дебаты ведут к компромису, который делает возможным усиление европейской отвественности через стратегическую автономию, то в дальнейшем это станет основой для обновленной связи ЕС и США.