DON'T LOOK UP
«Не смотрите наверх» - новая картина талантливого режиссера Адама МакКея. Человек, всю жизнь снимавший довольно среднего качества комедии, в последние годы прорвался в ряды, так называемой «Голливудской элиты». Благодаря успеху картин «Игра на понижение» и «Власть», NETFLIX, по всей видимости, дал режиссеру полный карт-бланш для реализации своей новой идеи. Банально ознакомившись со списком каста ты понимаешь, что фильм явно претендует на то, чтобы иметь статус выше, нежели обычный «проходняк». На кого не посмотри - лауреат или номинант на самые престижные премии кинематографа. Причём как ветераны, так и вполне себе молодые звёзды. Это и не только даёт понять, что фильм обязателен к просмотру любого человека, который увлекается кинематографом чуть больше, нежели рядовой зритель кинокартин студии Marvel или Disney.
О чем же повествует картина? Учёный, в исполнении талантливейшего Леонардо ДиКаприо и его аспирант, чью роль исполнила Дженнифер Лоуренс, обнаруживают довольно плачевный факт. В сторону Земли летит комета. Проведя всевозможные расчеты, герои понимают, что столкновение с родной планетой неизбежно. Далее их действия направлены на то, чтобы через СМИ, интернет и правительство донести эти ужасающие факты до простого люда. Но, так как фильм по жанру у нас сатирическая комедия, МакКей выставляет «сильных мира сего» максимально комичными и тупыми. Правительство откровенно на героев плюет, телевидение пользуются ими только ради повышения рейтингов, а в сети всем гораздо интереснее, что некий диджей Челло сделал предложение очередной поп-певичке. Что предпримут герои в дальнейшем… узнаёте во время просмотра.
Безусловно, фильм поднимает темы общества, людей в нем и то, насколько оно в данный момент, откровенно говоря, отупело. Никаких ценностей… только грязь, похоть и копание в чужом белье. Умно ли МакКей обыгрывает и стебется над этим? Да не сказать. Почти все мысли, которые до нас хочет донести режиссёр улавливаются даже самым неподготовленным зрителем. Умно ли он шутит и обыгрывает всю ситуацию? Тоже нет. Все шутки понятны и очевидны. Однако менее смешными они от этого не становятся. Все как раз наоборот. Абсурдность и клоунада, творящаяся на экране, сделана будто бы специально именно так, чтобы зритель погрузился в эту атмосферу полного хаоса. Максимально грязно, пошло и просто. Но, как гласит одно поговорка… «смешно и страшно». Во время просмотра очень легко себя поймать на мысли, что случись подобное в реальной жизни, МакКей показал все очень похоже на правду. Да, вышло гротескно и не особо умно и смело. Но разве это может лишить зрителя удовольствия от просмотра? Безусловно, сатира на обещство и людей у "Идиократии" была лучше, но проблемой это не является. Автор просто решил не рисковать и высказался так, чтобы простую истину понял каждый.
Команда справилась с реализацией сценария на отлично. Уже типичный для режиссера стиль улавливается невооруженным глазом. Резкий монтаж, внимание к деталям на заднем фоне, показ окружения отдельными кадрами… Режиссер максимально делает так, чтобы ты уловил каждую мелочь, которую он внедрил в картину. С технической точки зрения, к фильму сложно высказать какие-то претензии. МакКей не режиссёр крупнобюджетных блокбастеров, поэтому угловатым спецэффектам претензий здесь нет смысла предъявлять. Как никак акцент сделан на сценарии и актерах.
И вот что касается их, претензий минимально. ДиКаприо как всегда показывает отличный перформанс. Роль хлюпика-заучки для него нетипична, однако справился актёр с ней достойно. У Лоуренс вполне себе удался образ маргинала с принципами максималиста. Остальной же каст - второстепенен. Джона Хилл вновь подтвердил, что рождён для комедийных ролей, а лицо Рона Перлмана настолько выразительно, что видя его в любом кадре фильма хочется просто дико хохотать. Стрип, Бланшетт, Шаламе и другие артисты справились с ролями, но особенно их выделять не хочется. Марк Райленс разве что немного подвёл. Уж слишком его персонаж был карикатурен и выглядел ненастоящим. Образ понятен, но актёр его реализовал максимально неестественно.
Гримеры и костюмеры чуда не сотворили. Оно, как таковое и не требовалось. Николас Брителл сделал вполне стандартный саундтрек с мощными духовыми и ксилофоном, проносящимся через весь фильм. Песня Арианы Гранде и Kid Cudi в голове особо не заедает и добавлять в свой плейлист вам ее вряд ли захочется. Хорошо, но без изюменки.
В целом фильм оставляет после себя очень приятное послевкусие. Его хочется рекомендовать и обсуждать с другими. Он смешной, ироничный, стебный, пускай и не самый оригинальный. Да, вся сатира проста как дважды-два, но это не делает сценарий слабым или неактуальным. Видно, что артисты и режиссёр нашли общий язык, поэтому на всех в кадре приятно смотреть. За историей следить интересно, картинка приятная, да и темп фильм держит. Как итог - отличная картина, с минимальным количеством недостатков, классными актерами, вполне себе неплохой историей и уже типичной режиссурой МакКея. Да, слишком просто и не особенно смело, но разве простота делает вещи хуже? Неужели для хорошего рейтинга фильм должен быть острым и сложным в с своей структуре повествования? На этот вопрос пусть каждый ответит сам.