Найти тему

Светлый праздник Рождества Христова

Оглавление

Вот практически и закончился очередной, 2021 календарный год. И мысли большинства из нас заняты лишь предпраздничной суетой: успеть решить все важные рабочие вопросы, украсить дом, докупить недостающие подарки и продукты к праздничному столу и прочее-прочее… А меж­ду тем светский Новый год и долгожданные кани­кулы приходятся на последнюю, самую строгую неделю Рождественского поста, предваряющего великий и светлый праздник Рождества Христо­ва, который православные будут отмечать 7 янва­ря 2022 года.

Можно ли верующим в пост праздновать светский Новый год? Как абаканцам подгото­виться и максимально полно прочувствовать радость велико­го праздника Рождества Христо­ва? За ответами на эти вопросы, а также рассказом о самом празднике Рождества Христова корреспондент «Абакана» по доброй традиции обратился к настоятелю Градо-Абаканского храма в честь святых равноапо­стольных Константина и Елены протоиерею Геннадию ФАСТУ.

История праздника

Рождество Христово – это величайшее событие не только в церковной, но и в граждан­ской истории. Вспомним, как мы исчисляем во времени все со­бытия священной и светской жизни? Такой-то век до Рожде­ства Христова, такое-то время – после Рождества Христова. Тем самым мы признаем, что Рожде­ство Христово явилось главным событием в мировой истории – Бог пришел в этот мир, Бог стал человеком. Рождество Христово стало событием, преломившим ход мировой истории на две эры.

Рождество Христово связано с городком, название которого проникновенно звучит для каж­дого христианского сердца – Вифлеем. Иудея тогда была про­винцией Римской империи, в тот год происходила перепись насе­ления, и Вифлеем как раз был одним из «переписных» мест. Иосиф и Мария, обрученные друг с другом и проживавшие в городе Назарет (это примерно в 200 км севернее Вифлеема), прибыли в Вифлеем для перепи­си. Марии уже подходило время родить младенца, которого она приняла от Духа Святого, совре­менники же просто видели не­праздную женщину (женщину, носящую под своим сердцем ребенка, называли непраздной, что означает пребывающей в состоянии, противоположном праздности, безделью. Совре­менному слову «беременная» в церковнославянском языке со­ответствует слово «непразд­ная». – Прим. ред.).

Так как для участия в пере­писи в небольшой Вифлеем прибыло много людей, то сво­бодных мест для размещения приезжих в городке не было. Иосифу и Марии оставался один вариант – остановиться на ночлег в пещерке, служив­шей хлевом для овец. В ту ночь пастухи вывели овец в поле, пещерка была пуста, там и рас­положились Иосиф и Мария. Ночью у Марии начались роды, Иосиф убежал за своей срод­ницей в город, и так сложи­лось, что Мария осталась одна в пещере. Невидимая никем, она рождает младенца, сама повивает его пеленами. Поло­жить младенца было совер­шенно некуда, кроме кормушки для овец – она называлась яслями. Современный человек и не догадывается, что ясли, куда сегодня родители приво­дят своих малышей, стали так называться потому, что в ясли, то есть в кормушку для овец, когда-то был положен младе­нец Иисус. Вернувшиеся в пе­щерку Иосиф и его сродница Соломея увидели Марию, си­дящую около яслей, в которых лежал повитый в пелена мла­денец. Рядом находились вол (жертвенное животное) и осел (в те времена он выполнял роль транспортного средства, на нем Мария прибыла в этот город), своим дыханием жи­вотные в эту зимнюю ночь обо­гревали младенца.

Тем временем пастухи, нахо­дившиеся ночью в поле, увиде­ли свет и Ангела Господня. В страхе пастухи падают ниц. И сказал им Ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пе­ленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство не­бесное, славящее Бога и взыва­ющее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках бла­говоление!»

Пастухи вернулись в свою пещерку, и там действительно в яслях лежал младенец. Пастухи рассказывают Марии и Иосифу о явлении Ангелов, и все, скло­нившись над яслями, замирают. Склоняются и замирают перед непостижимой тайной. Так ро­дился Господь наш Иисус Хри­стос.

Рождественская ночь святая, благоговейная, весь христиан­ский мир чтит этот день и эту дату. Как правило, в храмах слу­жат ночные богослужения, ведь Господь пришел в этот мир но­чью. Богослужения торжествен­ные, праздничные, они наполне­ны трепетным священным чувством прихода в мир Христа Спасителя. Бог совершил вели­кое даяние, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, ве­рующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Люди по­лучили от Всевышнего вели­чайший дар – младенца Иису­са, нашего Спасителя. Издревле сложился обычай одаривать друг друга в этот день. Ведь и ко младенцу Иисусу через некото­рое время придут волхвы с да­рами.

Такова в самом кратком из­ложении история Рождества Христова.

Как подготовиться?

Как и ко всякому великому событию, к празднику Рождест­ва Христова нужно готовиться. В Русской православной церкви праздник предваряет 40-днев­ный Рождественский пост, он начался 28 ноября. Пост, само торжество, после – святые дни (в народе их называют Святки) верующие люди проводят в мо­литвах, исповедуются, причаща­ются, ходят на службы в храм. В эти дни особенно рекомендует­ся читать ветхозаветные тексты, где пророчески говорится о пришествии в наш мир Христа Спасителя. Конечно, нужно про­честь евангельскую историю о Рождестве Христовом, она изло­жена в двух Евангелиях – от Матфея и от Луки. В сам празд­ник Рождества принято делать подарки. В данном случае мы говорим о подарках не своим детям или внукам, которых мы уж точно не забудем порадо­вать, а о подарках нуждающим­ся людям. В эти дни полагается посещать одиноких, больных людей, осужденных. Важно, чтобы каждый из нас позаботился хотя бы об одном-двух обездолен­ных, нуждающихся в нашем уча­стии, тепле и заботе.

Сегодня, в условиях корона­вирусных ограничений, посеще­ние одиноких больных в медуч­реждениях невозможно, однако требующий внимания человек может оказаться совсем рядом. Возможно, это ваша одинокая пожилая соседка, дети из не­благополучных семей, прожива­ющие в вашем доме – они будут очень рады вашему небольшому подарку, участию и проявлен­ному теплу. Также можно подго­товить подарки детям, не имею­щим возможности испытать во всей полноте радости детства, так как они лишены родитель­ской заботы и воспитываются в детских домах.

Также есть такой обычай славления праздника Рождест­ва Христова – на Святках люди ходят по домам, поют рождест­венские песнопения, поздрав­ляют друг друга.

– Отец Геннадий, на свят­ки многие девушки старают­ся заглянуть в будущее – по­гадать. Церковь гадания не одобряет?

– Гадания – это грех, так как через гадание человек дает право демону участво­вать в его жизни. А потом люди зачастую говорят, мол, сбылось! Конечно, сбылось, ведь ты же сам дал ему такое право – вмешиваться в твою жизнь… Обычно погадать лю­бят девушки на женихов, на замужество и т. д., молодые люди не проявляют к данному действу интереса. Поэтому обращаюсь ко всем, кто дума­ет, что гадания – это некое развлечение: не нужно этого делать, ведь тем самым вы от­крываете дверь в свою жизнь темным силам.

О светском праздновании Нового года

Напомню, что летоисчисле­ние в Русской православной церкви происходит по юлиан­скому календарю, как это было в древности. По этой при­чине Рождество Христово по новому летоисчислению у нас празднуется 7 января, получа­ется, что гражданский, свет­ский праздник Новый год, ко­торый отмечается 31 декабря, приходится на период поста. Церковь не запрещает празд­новать этот день, главное – поблагодарить за прошедший год и помолиться о благосло­вении на год предстоящий. Мы служим и 31 декабря вече­ром, также богослужения со­вершаются утром
1 января. В храмах проходят обычные бо­гослужения – вечерняя служ­ба и литургия утром, также совершаются и специальные, особые молебны на новоле­тие. В разных храмах молебны на новолетие совершаются в разное время: в Спасо-Преоб­раженском кафедральном со­боре в Абакане он обычно совершается поздно вечером 31 декабря, в нашем Градо- Абаканском храме в честь свя­тых равноапостольных Конс­тантина и Еле-ны – 1 января, после литургии. Расписание служб прихожане могут уточ­нить на сайте нашей епархии. Верующие стараются прича­ститься даже
1 января, и это очень хорошо – вступить в но­вый год по Божьему благосло­вению.

В завершение нашей беседы хочется поздравить всех аба­канцев с наступающим великим праздником Рождества нашего Спасителя Господа Иисуса Хри­ста!

Ольга КАРАЧАКОВА

Фото из открытых источников