У этого фильма по-прежнему высокие рейтинги, много поклонников, переживших ломку взглядов, и большое количество тех, кто не понимает и хулит его за невыносимую вялость. "Сталкер" Андрея Тарковского смотрела глубокой ночью, в темноте, когда ни один звук извне не тревожит. Наверное, для данного фильма это лучшее время просмотра.
Если быть внимательным, терпеливым, знать, что кино - не только развлечение, но и вид искусства, то фильм способен благотворно повлиять на глубины сознания.
Тарковский мне давался нелегко, и не весь. Ты можешь наслаждаться визуальной красотой кадра, но чувствовать себя неполноценным плебеем от искусства, непонимающим смысла зрелища и причин, почему от него сходят с ума киноэстеты.
Все же делить кино на массовое и элитарное несправедливо. В 1984 г. Андрей Тарковский одним из первых высоко оценил "Терминатора" начинающего Джеймса Кэмерона. В 2002 г. Кэмерон спродюсировал "Солярис" отчасти под воздействием Тарковского, чей фильм режиссер когда-то видел. А потом Тарковский снял бы элитарный ремейк "Терминатора"...Шутка, конечно...
Гений кино умер в 54 года, оставив плеяду почитателей среди киноманов. Ларс фон Триер посвятил один из фильмов русскому мастеру, например.
Простой зритель, к коим и себя отношу, лишен тонкости профессионального восприятия, присущего мировым деятелям кинематографа. Хотя независимое, авторское кино уважаю.
"Сталкер" - это мудрые диалоги, серьезная смысловая нагрузка, эстетически выстроенные картины и потрясающая роль главного героя в исполнении Александра Кайдановского. Играет так, что сердце сжимается. Работа актера, получившая всемирное признание, с лихвой компенсирует замедленность сюжета.
Этот фильм требует особого подхода, несомненно. Сначала надо всмотреться в грязную реальность выполненных сепией кадров, дождаться цветных кадров пребывания Сталкера и попутчиков в Зоне, вслушаться в словесные баталии героев и осознать, наконец, что перед тобой - подлинное произведение кинематографического искусства.
Привожу несколько цитат из фильма:
"Лучше горькое счастье, чем серая, унылая жизнь".
"У меня нет совести, у меня есть только нервы..."
"Никто не может, а я - гнида! - я могу! И от счастья плакать готов, что могу им помочь. Ничего не хочу больше".
"Обругает какая-нибудь сволочь - рана, другая сволочь похвалит - еще рана, душу вложишь, сердце свое вложишь - сожрут и душу и сердце. Мерзость вынешь из души - жрут мерзость".