Вопрос о родстве былинного пахаря и зимнего волшебника звучит достаточно безумно и оттого интересно. Возник он у меня неспроста, ибо с ходом истории менялись и образ русского богатыря, и представление о нём. На смену языческим верованиям приходили христианские традиции, герои эпоса канонизировались, трансформировались в святых. Время играло с клубком народных обычаев, обрядов и примет точно ошалелая кошка, пока всё окончательно не запуталось… Попробуем потянуть за одну из нитей.
Имя Микулы Селяниновича известно каждому соотечественнику с младых ногтей. И хотя былин с его участием кот наплакал, они впечатляют и запоминаются. Земледелец Микула стоит в одном ряду со Святогором и Вольгой – старшими русскими богатырями, окружёнными ореолом загадочности, волшебства и первобытной силы. И если Вольга мог являться прямой производной бога-охотника Велеса (предположение очень спорное, но ничем не хуже тождества с Вещим Олегом, Волхом и т.д. В любом случае, ни одно из них не разрушает центральной канвы повествования. – Прим. авт.), а Святогора некоторые предания называли сыном Рода и братом Сварога, то Микула Селянинович – олицетворение бога плодородия.
И вот ведь что интересно. Тот самый Велес, который издревле считался хозяином дикой природы, с развитием земледелия поменял свои «привычки» и стал… богом урожая. Получается, что в былине о встрече Вольги с Микулой сталкиваются старая и новая ипостаси одного и того же бога?
А встреча, меж тем, получилась замечательная! Князь Вольга приметил могучего пахаря и пригласил с собой на сбор дани – такие крепкие парни в опасном бизнесе всегда пригодятся! И крестьянин согласился, так как затаил обиду на «городских» - обдирают, дескать, русского мужика как липку!
Впрочем, и князя с дружиной Микула не больно жаловал, а даже откровенно издевался над ними. Сначала попросил дружинников поднять его «сошку» – всем отрядом кряхтели, а с места не сдвинули! (Немудрено, кстати, что воины не смогли вынести тяжесть крестьянской работы). Вольга злился, а Микула приговаривал, мол это не дружинники, а нахлебники! Ну а потом и вовсе на своей неказистой крестьянской лошадке обогнал отряд и заставил воинов всю дорогу глотать пыль. Дань, к слову, собрали благополучно – на 12 лет вперёд. По одной из версий былины, мероприятие прошло бескровно, по другой – Микуле и Вольге пришлось применить оружие.
Да что там дружинники, коли даже могучий Святогор спасовал перед силушкой Микулы Селяноновича! Существует былина о встрече героев, где Святогор попытался поднять суму пахаря. Не удалось – это ещё мягко сказано. Есть вариант рассказа, в котором великан-богатырь умирает от невероятных усилий. Микула же поднимает ношу играючи – одной левой. И поясняет, что в суме заключена вся земная тяга. А матушка-земля ему завсегда благоволит.
Немудрено, что такой герой из низов стал всеобщим любимцем лапотной Руси. Крестьяне, составляющие подавляющий процент населения, богатыря Селяниновича просто обожали и считали своим заступником. Даже с принятием Русью христианской веры народного героя не стали «увольнять», а очень разумно и тонко объединили с Николаем Чудотворцем. А что, Микула–Николай – очень похоже!
Могущество Николая Чудотворца (как и богатыря-пахаря) испокон веков считалось практически безграничным. Помогал он во всех делах и сферах жизни (земледелии, мореходстве и т.д.) и даже именовался… мужицким богом!
На Западе святой почитался не меньше, а одно из задокументированных деяний Николая Чудотворца легло в основу «рождения» Санта-Клауса. Святой Николай спас трёх девушек, которых разорившийся отец хотел продать в публичный дом, и подкинул три мешочка с деньгами. Один из мешочков закатился в чулок, его утром нашли, а обычай вешать чулки для подарков Санта Клауса остался.
Ну а наш Санта Клаус – это Дед Мороз. Щедрый как на подарки, так и на холода. Это замечание тем более справедливо, если учесть, что в декабре на Руси всегда чтили Николу Зимнего (как, собственно, и Николу Вешнего) и по приметам определяли будущий урожай. И чем крепче стояли морозы и больше лежало снега, тем считалось лучше. «На Студеного Николу снегу навалит гору», - говаривали предки и добавляли: «Подошел бы Николин день, а зима будет».
Вот такая цепочка выстроилась: славянский бог Велес – богатырь-пахарь Микула Селянинович – святой Николай Чудотворец – Санта Клаус – Дед Мороз… Никого не забыл?
С наступающими вас праздниками, дорогие друзья! До встречи в новом году.
Антон АГЕЕВ.
Иллюстрации из архива автора и открытых источников.
#книгочей
#былины
#язычество
#святая русь
#христианство
#микула селянинович
#николай чудотворец
#святогор
#санта клаус
#дед мороз