Найти тему
TCStories

Семейный ужин и "Северный поток-2" привели на Украину.

Сидим мы такие вчера вечером с супругой на кухне, ужинаем и разговариваем. Разговор, конечно, в первую очередь о внуке, к которому мне пришлось днём в срочном порядке выехать погулять и поиграть, дабы подстраховать приболевшую дочку, ещё о предстоящей встрече Нового Года, который мы планируем встречать с друзьями на даче и… совершенно неожиданно, о газпромовском Северном потоке-2, который никак не запустят и о котором вдруг заговорили из фоном работающего телеящика.

Снятие санкций. Когда оно случится?
Снятие санкций. Когда оно случится?

Обычно моя супруга довольно спокойна и даже равнодушна к всякого рода политическим новостям и по телевизору в основном смотрит прогноз погоды, гороскопы, утренние лёгкие развлекательные передачи пока завтракает и собирается на работу, а так же вечерние шоу типа «Голоса» пока ковыряется на кухне и «у Урганта» перед сном.

Тут же вдруг неожиданно ей захотелось узнать, почему же «СП-2» строили-строили, наконец построили, но никак не запустят, особенно если учесть, что цена на газ взлетела до небес.

Я, как смог, стал ей, а заодно и себе объяснять. Когда объяснил, решил это объяснение закрепить текстом. Так получилась эта статья, которая, возможно, кому-нибудь покажется интересной.

Вообще странно представить, что люди в Евросоюзе совсем ничего не соображают, оттягивают сертификацию «СП-2» и платят сумасшедшие деньги за газ, цена которого улетела в космос. Как говорится по классике: «если цена на газ космическая, то кому-нибудь это нужно».

Так кому же? Попробую разобраться. Начал я разбираться и объяснять супруге с того, что на газ, впрочем, как и на любой другой товар, есть как минимум две цены. Не в смысле, есть цена, а есть «умножить на два», а в смысле, что по одной цене можно пойти и купить в магазине или на рынке товар сейчас, а можно договориться заранее на постоянную покупку на долгий период.

С газом, как раз, так и происходит.

Можно взять и купить его на бирже, как в магазине по той цене, которая есть сейчас и которую называют модным словом «спотовая», а можно заключить долгосрочный контракт на поставку газа и на этом ещё и зарабатывать.

Когда в телевизоре говорят, что цена газа в Европе поднимается до двух с лишним тысяч долларов, то это речь как раз-таки о спотовой цене, то есть текущей цене на бирже.

Но ведь можно купить газ на долгосрочной основе, что, собственно и делают некоторые европейские страны. В этом случае они знают, что, например, в течение года, они обязаны купить определённое количество газа по определённой цене, а Газпром обязуется поставить этот газ по этой цене в течение этого года.

В этом случае можно планировать свои действия, расходы, а главное доходы, на долгий период. Про расходы, как бы понятно, но откуда возьмутся доходы? Здесь тоже всё очень просто.

Возьмём, например, Германию, которая закупает газ у Газпрома по долгосрочному контракту за триста или около того долларов.

Но рядом с Германией есть Польша и Украина, которые объявили Россию агрессором, оккупантом и вообще плохим словом и у которых долгосрочных контрактов на поставку газа нет.

Им и приходится покупать этот газ на бирже за тысячу, полторы или две тысячи долларов за какое-то там количество кубометров.

И что в этом случае делает или может сделать Германия? Правильно, она может взять часть своего «долгосрочного» газа, купленного за триста долларов, продать его Украине за две тысячи и получить нехилую прибыль, которую даже моя жена без особого труда тут же подсчитала.

А главное в этой гениальной и простой до безобразия схеме то, что та же самая Украина закупает в Европе миллиарды кубических метров газа, который и так идет через Украину по украинской же трубе.

-2

- Правда, интересно? – спросил я жену с улыбкой. Она похлопала глазками и спросила в ответ:

- А что, на Украине этого не понимают?

- Думаю, что понимают, но ведь гораздо важнее говорить «в Украине», а не «на Украине», считать борщ с пампушками украинским национальным достоянием, а русских людей чертями.

- Ух, ты, - произнесла супруга и о чём-то там задумалась. Предполагаю, что не о газе, хотя может и о нём, так как нас тоже в последние пару недель допёк МосОблГаз требованиями заключить новый договор на газоснабжение дачи. Насилу удалось договориться перенести эти процедуры на апрель, чтобы было уже тепло и в дальнейшем не заморачиваться на ежегодное обслуживание зимой, да ещё под Новый год.

А возвращаясь к нашим, так сказать, баранам хочется отметить, что Европа всячески поддерживает стремление Украины оторваться от России, Украина в свою очередь отказывается заключать долгосрочный контракт с Россией на поставку газа, Европа продает Украине российский газ через украинские трубы, но с миллиардами долларов наценки.

Европейские политики не дураки. Они делают всякие громкие заявления о сертификации/не сертификации «Северного потока-2», цена на газ летит в космос, лапша на уши о том, что «Европа с ними против агрессора с востока» украинцам вешается. Все счастливы.

Вот как-то так совершенно обычный домашний ужин с супругой вывел меня на политические умозаключения, к которым я в последнее время стараюсь быть как можно более равнодушным.

Я, конечно, сказал жене, что украинцы всё понимают, но в целом всё-таки у меня есть сомнения. Причём могу сказать об этом ответственно, потому что у нас на Украине достаточно много родственников по линии жены. Мы продолжаем общаться благо средства связи позволяют, стараемся темы, подобные той о которой я пишу не трогать, но не всегда получается.

Хотел уже было закончить, но подумал, что начал с «Северного потока-2» и им же вроде бы надо закончить.

Из всего сказанного получается, что космическая цена на газ вовсе не обременительна, а вполне выгодна некоторым европейским структурам. Они на этой цене прилично зарабатывают. Газпром тоже зарабатывает. Все зарабатывают. И кажется, что никому «Северный поток-2» не нужен.

Но нет. Он нужен тем, кто сейчас вынужден закупать газ по спотовой (не люблю это слово) цене. Но самый прикол в том, что именно те, кто закупает газ на бирже и нуждается в СП-2, больше всего выступает против него. О! Парадокс.

Кстати, если вновь вернуться к Украине и тому газовому бизнесу, который с ней ведёт Европа, то можно добавить, что не газом единым. Сколько там зарабатывается на других товарах аналогичным способом...