При просмотре хорошего кино следует обращать внимание как минимум на следующие аспекты: сюжет, операторская работа, режиссура и музыка. Сюжет - главная идея, история всего произведения; режиссура - конкретные проблемы, которые режиссёр раскрывает через весь сюжет, он старается нам что-то сказать; операторская работа - как незаменимая часть искусства показывает историю и удивительнейшим образом влияет на зрителя той же, например, тряской камеры, создавая эффект погружения; музыка - аккомпанемент, спутница всей истории, которая способна создавать акценты в определённых моментах фильма, вызывать мурашки и намекать нам на что-то. Кино - это визуальный язык. И, как всем известно, чтобы читать на каком-нибудь языке, нужно его знать и уметь в нём ориентироваться. Также и с языком кино.
Потому такое искусство, как кинематограф, я раскрою на примере сериала "Сопрано", который является достойным экспонатом. Безусловно, охватить всех особенностей не получится, но почувствовать эту тему - очень даже выполнимо.
Итак, анализ 1-ой серии сериала (отмечу, что анализ всего сериала будет довольно долгим, так как нужно прикладывать очень много сил для его изучения и анализа). Обязательно посмотрите 1 серию сериала, иначе вы рискуете наверняка поймать спойлер!!!
Коротко о сериале: Тони Сопрано - босс мафии в Нью-Джерси, и на первый взгляд он не выделяется среди миллионов американцев. Однако…
Обратите внимание на то, как встречает нас первая серия. Песня под названием "Woke Up This Morning» (Проснулся этим утром) британской группы Alabama 3 (https://www.amalgama-lab.com/songs/a/alabama_3/woke_up_this_morning.html).
Предыстория песни такова, что один из её авторов был впечатлён новостью об убийстве женой мужа алкоголика и жестокого тирана.
Слова песни:
«Ты проснулся этим утром,
Ты проснулся этим утром,
Голубая луна видна в твоем взгляде.
Ты проснулся этим утром.
Когда ты проснулся этим утром, все исчезло.
К половине одиннадцатого ты тронулся умом,
Звеня, словно колокольчик, с головы до ног,
Словно голос говорил, что есть то, что ты должен знать.
Прошлой ночью ты летал, но сегодня опустился так низко...
Разве не пора поинтересоваться, поймешь ли ты
Смысл вещей, какими их видят окружающие -
Жены, мужья, матери, отцы, сестры и братья?
Разве не хочешь ты перестать действовать?
Разве не хочешь ты перестать думать
В перерывах между зарплатой и очередной выпивкой?
Что ж, раз не хочешь, продолжай дальше, потому что
Когда ты проснулся этим утром,
Всё, что у тебя было, исчезло».
«Проснулся утром» - слова, намекающие на зацикленность существования. Вспомните тех же людей, которые каждое утро, как «автоматы» идут на ненавистную работу. «Разве не хочешь ты перестать действовать? Разве не хочешь ты перестать думать» - надо же, серия не успела начаться, а музыка уже с нами разговаривает, фокусируя наше внимание на неком протесте и конфликте человека, курящего сигару в машине.
В свою очередь камера знакомит нас с городом, показывая «красоты» Нью-Джерси и фиксируя место действия.
Далее наш главный герой мистер Тони Сопрано посещает психотерапевта. Но до этой встречи Сопрано с некоторым недоверием и подозрительностью смотрит на статую голой женщины, руки которой скрещены сверху за спиной так, как будто они привязаны. Беспомощность и неподвижность рук и ощущение наготы – это признак уязвимости. Это ещё один намёк зрителям. Также нам не зря показывают взгляд Тони именно на эту статую. Камера на Тони, потом на статую, на Тони – снова на статую, причём камера постепенно приближается всё ближе к ним обоим, говоря об интимности, о чём-то личном и сокровенном. Послей этой сцены главный герой отдаётся лапам психотерапевта.
И вот тут встаёт всё на свои места. Посещение Тони психотерапевта говорит о том, что музыка в самом начале и статуя – подсказки, говорящие о проблеме героя.
Психотерапевт в одежде коричнево-молочных тонах в кабинете, отделанного в гамме преобладающего темного дерева, предлагает выбрать место куда присесть: ближе к столу специалиста или ближе к выходу. Мистер Сопрано выбирает место ближе к выходу. О чём это говорит? Либо таким образом Тони выражает своё уважение к чужой территории, либо герой не очень хочет здесь находиться, садясь ближе к выходу. Тем не менее, деталь интересная. Потом мы узнаем, что это близкие надавили на Сопрано пойти к психотерапевту, поэтому, скорее всего, он не хочет здесь находиться, хотя и смотрится вполне уверенно.
Главный герой делится своими переживаниями: моральные ценности, уже не те люди, что раньше и т.д. и т.п. Помните кадр, когда Сопрано раскрывает газету на лужайке? Камера направлена так, чтобы видеть содержание этой газеты или, хотя бы, её заголовки.
"Clinton warns Medicare could be bust yr 2000" (Клинтон предупреждает, что программа Medicare может обанкротиться в 2000 году).
Такой заголовок – ещё одна подсказка зрителям о времени происходящего в сериале (где-то 90-е годы 20 века).
Мистер Тони делится своей драгоценностью – поселившимися утками. Показывают его семью, которая не понимает его любовь к таким банальным птицам, и дом, который сразу говорит о материальном положении героя.
Прослеживается тонкая циничность отношений Мистера Сопрано и его жены Камеллы, потому что между ними возникает маленький диалог:
"Камелла: По случаю дня рождения сына вернёшься пораньше, да?
Тони: …
Камелла: Эй, птицевод?!
Тони: Да-да, вернусь с работы пораньше.
Камелла: Я не о работе говорю…"
В дальнейшем в этой же серии мы узнаем, что герой изменяет своей жене, и она это прекрасно знает, но продолжает оставаться его «возлюбленной». Подумать только, но всего одним маленьким диалогом нам поведали настоящую сторону отношений супругов. Удивительная часть экспозиции.
Появляются несколько кадров, где мистер Сопрано читает энциклопедию о птицах. Птицы – это символ свободы и преображения. Этим приёмом сериал пытается сказать, что главный герой испытывает подобные же настроения.
Проследите за тем, каким планом камера показывает лицо Тони и психотерапевта во время беседы: эти планы чаще крупные, что говорит о личной, почти искренней беседе. Почему «почти»? Потому что когда мистер Сопрано говорит, что они встретили человека, который им задолжал, психотерапевт ясно дал понять, что незаконную деятельность он скрывать от государства не может. Почему психотерапевт сразу обратил на это внимание? А потому что он знает о незаконной деятельности Тони, но условно не говорит об этом. При этом камера сразу отдалилась на общий план психотерапевта и главного героя.
Далее мы видим забавную картину: погоня мистера Сопрано с его племянником Кристофером за Махафи – должником под музыку «I wonder why» (Интересно, почему) Dion & The Belmonts (Перевод Dion & The Belmonts - I Wonder Why (1958) и текст песни (teksty-pesenok.ru):
"Не знаю, почему я люблю тебя, как я, не знаю, почему я это делаю.
Не знаю, почему я люблю тебя, не знаю, почему я забочусь
Я просто хочу твоей любви в обмен…».
Будто песня язвительно намекает нам, как главный герой «любит свою работу".
Да, и юмор в сериале тоже прослеживается: когда Тони с племянником избили Макафи, Сопрано, перед тем как сесть в машину, выкрикнул ему:
"Что ты ноешь?! Валяешься у министерства здравоохранения. Ты застрахован, бл*ть!".
Далее нас знакомят с членами мафии Мистера Сопрано. Психотерапевту Тони дал название своему бизнесу «Утилизация отходов». Немного говорящее название, учитывая, какие способы мафия использует для устранения конкурентов.
Помните, когда мистер Сопрано пришёл в гости в ресторан Арти? Они обнялись, перекинулись словечками, и в это время мы видим всего один интересный, но простой кадр: по выражению жены Арти мы понимаем, что она явно не рада дружбе его мужа с боссом мафии. И мы, зрители, это понимаем всего лишь за один кадр!
Мистер Сопрано посещает свою мать, дарит ей CD-плеер, пытается с ней потанцевать и убедить, наконец, начать активную жизнь, а не засиживаться дома. Мать игнорирует слова Тони, постоянно намекая на то, что он уделяет ей очень мало времени как сын. Да, отношения мистера Сопрано с матерью не самые гладкие, и они скоро дадут свой ядовитый сок.
Дальше кульминационный момент. Тони захватывает паническая атака: утки научились летать и… благополучно улетели. Утки – это символ удачи и брака. Опять прослеживается метафора. И снова всё это происходит под определённую музыку «La Rondine: La Rondine, Act I: Aria: Ich Habe Lust Zu Lachen Und Lachen Zu…» Iuba Orgonasova и Джакомо Пуччини. Классика! Где классика – поблизости есть и трагедия. Мистер Сопрано потом поделится с психотерапевтом своим страхом - потерять семью, потерять гармонию, контроль.
При убийстве Кристофером ненужной пешки играет музыка "I'm a Man» (я мужчина) — ритм-энд-блюзовая песня, написанная и записанная Бо Диддли в 1955 году. Она с нами так же разговаривает, давая понять, как Крисофер хочет претенциозно выглядеть в глазах членов мафии. Она в ту сцену очень подходит.
Слова песни:
"Теперь я мужчина.
Мне двадцать один,
Ты знаешь, детка, мы можем повеселиться.
Я мужчина".
Интересна структура серии. Заметьте, что сериал начинается не с фактического начала истории, а чуть позже уже произошедших событий, которые мы узнаём по ходу беседы главного героя с психотерапевтом. Заканчивается такой приём после ещё одной панической атаки Сопрано в учреждении для пожилых людей, в которую он хотел пристроить свою мать, закатившую там истерику, после чего Тони снова обратился за помощью уже знакомому нам специалисту. С какой целью начинать серию не сначала? Это очень удобный приём экспозиции героев и их отношений между собой.
Экспозиция в кино - это знакомство зрителей с героями произведения. От грамотного выстраивания экспозиции зависит качество понимания и сопереживания зрителями героев. Стоит отметить, что экспозиция несколько отличается по хронаметражу в стандартном полном метре и в сериале. В нашем случае 1 серия сериала - эта одна огромная экспозиция!
Мы не просто видим события, которые повествует нам сериал, а мы пропускаем их через себя благодаря самому Сопрано, который повествует нам свою историю в форме жалобы психотерапевту, но на самом деле он жалуется зрителям! И здесь уже прослеживается режиссура и тогда выходит, что это режиссёр с нами разговаривает, но только с помощью языка кинематографа.
Также можно сказать, что главный герой с нами очень даже искренен. В ходе беседы со специалистом он говорит одно, а показывают нам несколько другое (например, та же погоня за Махафи).
Что ещё интересно: если проследить внимательно за ходом экспозиции всей серии, то выясняется, что сначала мы узнаём психологическую и психическую сторону главного героя, потом его семью, затем работу Тони и… Маму Тони. Кажется подозрительным, что маму поместили в конец. Может, действительно, главный герой не уделяет должное внимание матери, ведь эта структура намечена самим Сопрано, когда он делился своими переживаниями с всё тем же психотерапевтом?
Дальше, в ходе их беседы, мы узнаём о не очень хороших отношениях между родителями Сопрано с его взгляда. Снова возмущённые, бунтующие слова героя; в семье проблемы: жена и дочь постоянно ссорятся:
"Я понял, мне нужно быть печальным клоуном: снаружи – смеюсь, а внутри – плачу. Понимаете, всё разваливается…".
И в итоге получается, что мистер Сопрано встаёт перед серьёзной проблемой. У него депрессия, но рассказывать об этом он никому не может, потому что он глава мафии, на нём большая ответственность, как бы ему не было тяжело. И если кто-то узнает, что у босса мафии поехала крыша, - Тони конец.
В конце серии есть разговор матери Тони и его дяди Джуниора. Мама возмущена плохой любовью сына, а дядя недоволен властным отношением племянника в его сторону. Он отрицательно высказывается о новом для него поколении (поколении Тони), а Тони, в свою очередь, высказывается плохо о своём современном поколении. Прослеживается проблема старого и нового поколения, проблема отцов и детей. В этом плане Тони и дядя Джуниор очень похожи.
И заканчивается эта серия прекрасной песней Ника Лоуа «The Best in me» (зверь во мне ), которая намекает нам, что пошёл отчёт счётчика бомбы мистера Сопрано; радуйтесь затишью перед бурей, ибо потом будет уже поздно.
Слова песни:
"Зверь во мне
Заключен в клетку хрупкими и хрупкими прутьями,
Беспокойными днем
И ночью, разглагольствующими и бушующими на звездах.
Боже, помоги зверю во мне,
Зверю во мне
Пришлось научиться жить с болью
И как укрыться от дождя,
И в мгновение ока,
Возможно, придется сдерживаться".