Кто из четырех гитаристов, игравших в DEEP PURPLE, был лучшим для группы? Полагаю, все согласятся, что это однозначно был Ричи Блэкмор.
Однако он ушел в 1975-м, и DP встали перед выбором: прекратить своё существование или найти нового гитариста.
Думаю, нетрудно понять, почему PURPLE выбрали Томми Болина. Достаточно послушать его игру на альбомах Spectrum Билли Кобэма....
.... или Mind Transplant Альфонса Музона...
Потрясающий материал, и неизвестно, смог бы его превзойти сам Блэкмор, окажись он в указанных проектах. Сольные работы Томми и его участие в группе JAMES GANG продемонстрировали, что он также отличный автор песен и вокалист.
Почему же Mark IV потерпел неудачу?
Видимо, основных причин четыре.
Первая: Томми Болин был великолепен в студии, но к несчастью для группы, его пагубные пристрастия частенько очень негативно отражались на его концертной игре.
Вторая: Гленн Хьюз. Совершенно убойная игра на бас-гитаре на живых выступлениях. А вот с вокалом дело обстояло хуже. На студийных сессиях он был на высоте, но не на сцене. После ухода Блэкмора, который, видимо, достаточно строго следил за новичком, его визжащий вокал частенько выходил за пределы разумного и не слишком благожелательно воспринимался публикой.
Третья: Come Taste the Band - отличный альбом. И все песни, кроме This Time Around, по сути написаны Болином. Но в этот период Томми одновременно писал и свой первый сольный альбом Teaser, и самые лучшие, самые запоминающиеся мелодии и гитарные риффы ушли туда. Безусловно, высочайший профессионализм остальных участников DP вытащил оставшиеся песни, однако всё могло быть на порядок круче.
Четвёртая: фанатов явно не радовали постоянные изменения в составе группы, и уход Блэкмора стал, видимо, последней каплей. Многие фаны, особенно в Британии, не приняли чужака-янки, и отношение к новым творениям и концертам было заранее предвзятым.
Всё могло бы быть совсем по-другому. На тех концертах, когда Томми был «на ходу», Мк4 звучали очень круто. Говорят, что лучший концерт этого состава был в американском Хьюстоне, но, к сожалению, его не записывали. Зато шоу в Лонг-Бич записано и издано, кто не слушал, рекомендую послушать - Last Concert in Japan многократно проигрывает Лонг-Бичу и в целом, и по гитаре в особенности.
Да, многие фанаты не хотели принимать никого, кроме Блэкмора, но я думаю, что это могло бы со временем сгладиться при большом количестве удачных шоу. Яркий пример - BLACK SABBATH, которые смогли добиться большого успеха, взяв в группу американца с совершенно другим стилем (я имею ввиду Ронни Джеймса Дио).
Подобное могло бы произойти и с PURPLE, но, к сожалению, мы все знаем, чем это закончилось, и теперь можно только гадать «а что, если бы».