На постоянном контроле у профсоюза выполнение программ оснащения кабин машинистов системами жизнеобеспечения и их исправность – Дмитрий Алексеевич, без малого два года Московская дорога, как и вся сеть, работает в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. При этом приоритетной задачей профсоюза всегда была и остаётся защита прав и интересов работников. Как пандемия и связанные с ней ограничения сказываются на социальной стабильности в коллективах? – На протяжении всего уходящего года мы еженедельно проводили мониторинг социально-экономической ситуации, складывающейся на предприятиях полигона столичной магистрали в текущей эпидемиологической обстановке. Нарушений обязательств коллективных договоров, действующих в наших организациях, как и коллективных трудовых споров, не зафиксировано. Ранее, ещё в первую волну, возникали определённые сложности в решении вопросов, связанных с выплатами компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащего им оборудования, других связанных с выполнением дистанционной работы расходов, но после выхода январского распоряжения ОАО «РЖД» «Об утверждении размеров компенсации расходов работников, связанных с выполнением трудовой функции дистанционно» все вопросы на эту тему были сняты. Замечу, что пандемия стала серьёзной проверкой на прочность социального партнёрства, которое выстроено между профсоюзом и работодателем. И эту проверку оно прошло. – Какие вопросы приходится сегодня решать правовой инспекции труда? – Штатные правовые инспекторы дорожной территориальной организации Роспрофжела на Московской дороге традиционно проводят проверки соблюдения трудового законодательства на предприятиях и в структурных подразделениях на полигоне МЖД. С начала года ими проведено почти 400 проверок, внесены представления об устранении более 200 нарушений законодательства и локальных нормативных актов в сфере трудовых отношений. В результате их устранения в пользу работников выплачено более 6 млн руб. Наши помощники в общественном контроле – внештатные правовые инспекторы труда профсоюза из числа освобождённых председателей первичных профсоюзных организаций. По результатам устранения более 200 выявленных ими нарушений работникам были произведены доплаты на общую сумму свыше 1 млн руб. Первенство по-прежнему удерживают нарушения в сфере оплаты труда и обязательных выплат, а также нарушения режима труда и отдыха работников. Сотрудники и сами обращаются в правовую инспекцию за разъяснениями и консультациями, в этом году таких обращений было порядка 1,5 тыс. – Как пандемия отразилась на деятельности самой дорожной профсоюзной организации? Насколько дистанционный формат оправдывает себя при проведении организационной, культурно-массовой и спортивной работы? – Сейчас только 30% профсоюзных работников работают дистанционно в исполнение указа мэра Москвы. При этом все председатели первичных профсоюзных организаций находятся в коллективах, напрямую контактируя с работниками, чьи интересы они защищают, узнают о проблемах из первых уст и оперативно на них реагируют. Безусловно, эта работа ведётся с соблюдением всех эпидемиологических требований, которые диктует сегодня Роспотребнадзор. Замечу, что показатель вакцинации против коронавирусной инфекции в нашей дорожной профсоюзной организации составляет 97,7%. Я и сам сделал прививку в числе первых, потому что считаю её единственным способом оградить коллег и близких от угрозы заболевания. Ограничительные меры не помешали нам выполнить годовой план по культурно-массовой работе практически в полном объёме, за исключением разве что запланированной игры КВН «Битва регионов». Что касается спортивных соревнований, то мы чередовали офлайн-мероприятия с дистанционными. Отказались от проведения офлайн традиционной массовой спартакиады дорпрофжела среди участников летних смен в детских оздоровительных лагерях дороги, но в конце этого года в соответствии со специально разработанными графиком и регламентом организовали турниры и соревнования между физкультурно-спортивными клубами МЖД. Могу сказать, что и дистанционный формат проведения соревнований на дороге прижился. Онлайн-турниры собирают всё больше участников, а значит, людям это нравится, это удобно. Мы уже и сами научились жить и работать в так называемом смешанном формате, используя возможности дистанционной коммуникации, которые не только не мешают, но помогают сделать диалог с работодателем и членами профсоюза ещё более эффективным. – Какая ситуация на МЖД с заработной платой? Сократилась ли разница между средней зарплатой железнодорожников и работников промышленности в Москве? – Среднемесячная заработная плата работников на полигоне Московской железной дороги в сегменте основной деятельности по итогам 11 месяцев 2021 года составила 69 016 руб. К аналогичному периоду прошлого года она выросла на 6,2%. Индексация заработной платы работников ОАО «РЖД», частных учреждений здравоохранения и образования в 2021 году проводилась три раза, в целом она увеличилась на 5,2%. Уровень заработной платы работников подразделений, расположенных на территории дороги, практически везде превышает среднюю зарплату по регионам, кроме Москвы, где зарплата железнодорожников ниже на 20%, чем в целом по экономике. Это, безусловно, влияет на текучесть кадров. Особенно остро эта проблема проявляет себя в Дирекции тяги. Машинисты и помощники машинистов уходят работать в метро и на подвижной состав пригородного перевозчика. По мнению профсоюза, чтобы привлечь и удержать квалифицированные кадры в локомотивном хозяйстве, нужно не только повышать заработную плату, но и создавать достойные условия труда. У нас, в частности, есть множество вопросов к содержанию домов отдыха локомотивных бригад, расположенных на полигоне МЖД. Так, в дирекциях тяги и моторвагонного подвижного состава разработаны программы дооснащения домов отдыха локомотивных бригад бытовыми приборами, но по ним мало что делается. На сегодня мы вышли с предложениями в адрес дирекций по актуализации этих программ на 2022-й и последующие годы с конкретными домами отдыха и цифрами по их дооснащению. – Как профсоюз оценивает программы по улучшению условий труда и быта, которые уже реализуются на МЖД? – На выполнение программ по улучшению условий и охраны труда в течение этого года израсходовано без учёта затрат на средства индивидуальной защиты и проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров 806,44 млн руб., или 0,72% от суммы общих расходов дороги. Улучшены условия труда на 4257 рабочих местах – это 77% от плана. В настоящее время во все структурные подразделения продолжают поступать новые образцы зимней спецодежды. Со стороны технической инспекции труда профсоюза, председателей ППО и профсоюзного актива ведётся постоянный входной контроль поставок спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты. Вопросов по срокам и качеству поставляемой продукции нет. Кроме того, мы осуществляем постоянный мониторинг выполнения программ по оснащению кабин локомотивов и моторвагонного подвижного состава системами жизнеобеспечения и поддержания их в работоспособном состоянии. Оборудование кондиционерами парка Московской дирекции моторвагонного подвижного состава осуществляется сегодня на уровне Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава в ходе поэтапной замены и модернизации электропоездов в пределах установленных лимитов финансирования. В настоящий момент оборудовано кондиционерами 336 кабин машиниста головных вагонов (168 составов), или 68% от эксплуатируемого парка. Системами жизнеобеспечения оборудовано 617 локомотивов парка Московской дирекции тяги – в основном это новые тепловозы и электровозы, которые приходят на дорогу. Ещё в 2018 году по итогам проведения отраслевым профсоюзом Года улучшений условий труда и производственного быта дорпрофжелом на МЖД была озвучена необходимость создания достойных условий на рабочих местах дежурных по железнодорожным переездам, основную часть которых составляют женщины. В следующем за ним на МЖД была разработана программа по оборудованию 219 переездов санитарными узлами, которая реализовывалась силами Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений и Дирекции по тепловодоснабжению. Эта программа была полностью выполнена в декабре этого года. Более того, было принято решение распространить программу на работников Московской дирекции управления движением, сегодня в неё входит 60 рабочих мест движенцев, которым предстоит оборудование санитарными комнатами. – Каких результатов удалось достичь в плане производственного травматизма? – К сожалению, до нулевого травматизма МЖД пока далеко. В целом на полигоне дороги не удалось добиться снижения количества несчастных случаев на производстве. В сравнении с 2020 годом их число увеличилось на 28% (11 против 8 в 2020 году), из них в шести случаях работники получили тяжёлые травмы (в 2020 году – два случая). В этом году произошло два случая со смертельным исходом: 14 мая в сервисном депо Нахабино ООО «МВПС-Сервис» на четвёртом тракционном пути при ремонте электропоезда смертельно травмирован электрическим током мастер ООО «МВПС-Сервис», а 2 декабря на станции Казначеевка при работе на контактной сети смертельную травму получил электромонтёр контактной сети Тульской дистанции электроснабжения. Как показывает анализ, основной причиной травмирования остаётся несоблюдение технологии работ, а значит, главной задачей, в том числе и профсоюзной организации, по-прежнему остаётся формирование у работников культуры безопасности. – Недавно была повышена максимальная страховая выплата по потере трудоспособности. Популярна ли эта программа среди работников дороги? – Действительно, с 4 октября этого года до 750 тыс. руб. увеличена сумма страховой выплаты по программе страхования «СОГАЗ ЖИЗНЬ». На дороге также действует страховой продукт компании «Капитал Лайф страхование жизни». Так что работники имеют право выбора. Напомню, что идея страховать членов локомотивных бригад, которые рискуют остаться без работы в случае потери здоровья, родилась на столичной магистрали. Инициатором выступил профсоюз. На дороге был реализован пилотный проект, после чего страховая программа, направленная на поддержку работника при потере дохода в результате профнепригодности, заработала по всей сети. И сегодня мы по-прежнему отводим страхованию локомотивщиков важное место, учитывая, что риск лишиться профессии и средств к существованию остаётся для этой категории высоким. На текущий момент на дороге застраховано 3003 человека (за 10 месяцев года заключено 177 договоров), что составляет 14,5% от общей численности машинистов и помощников машиниста. В эксплуатационном локомотивном депо Рязань, например, к программе присоединились 586 работников, или 87%, 26 человек уже получили страховые выплаты по риску «Профнепригодность» на сумму 7,5 млн руб., 21 – по риску «Дожитие до пенсионного возраста» на сумму около 1 млн руб. За всё время действия программы (с 2012 года) произведено 474 выплаты на сумму 88 млн руб., из них 11 млн – в этом году. В необходимости страхования работники, как правило, убеждаются на примере коллег, которые потеряли профпригодность по здоровью. Они убеждаются в том, что застрахованные получают существенную материальную поддержку. Как пример, двум машинистам эксплуатационных локомотивных депо Лихоборы-Окружные и Рязань в связи со списанием по профнепригодности в этом году было выплачено по 500 тыс. руб. Наша задача – предоставить наибольшему числу членов профсоюза такую защиту. В этом году к программе страхования от профнепригодности присоединились и работники других профессий, связанных с движением поездов, – монтёры пути, дежурные по железнодорожной станции и др. Например, на железнодорожной станции Вязьма застраховались 30 работников. – Какие задачи ставил перед собой дорпрофжел на МЖД в Год организационного и кадрового укрепления профсоюза и удалось ли их выполнить? – Основной нашей задачей в Год организационного и кадрового укрепления профсоюза, которым в Роспрофжеле был объявлен уходящий 2021-й, было сохранить единство дорожной профсоюзной организации. И мы её выполнили. Профсоюзное членство у нас не уменьшилось и составляет сегодня более 127 тыс. человек, или 94,7% от числа работников. Замечу, что более 40% от общего количества членов профсоюза составляет молодёжь. Это и работники МЖД, и студенты РУТ (МИИТ), а также учащиеся железнодорожных средних специальных учебных заведений, которые завтра придут на наши предприятия. Для подготовки профсоюзных активистов из числа работающей молодёжи реализуется комплексная программа «Школа молодого профсоюзного лидера». Ребята, заинтересованные в профсоюзной работе, проходят практику в первичках, разрабатывают и реализуют проекты по основным направлениям деятельности профсоюза: охрана труда, безопасность движения, кадровая работа, правовая защита, волонтёрство и т.д. Имеют возможность пройти дистанционное обучение основам профсоюзной работы. Опыт участия в молодёжных проектах Роспрофжела и опыт профсоюзной работы помогает молодым ребятам двигаться вперёд. Во многом благодаря нашим молодым членам профсоюза на дороге активизировалась волонтёрская деятельность. Более 200 добровольцев столичной магистрали, в команду которых входят профсоюзные молодые лидеры, помогают нуждающимся ветеранам и пенсионерам. – Следующий год в РЖД станет Годом волонтёра. На чём будет делать акцент профсоюз – на увеличении числа волонтёров, новых акциях, организационной поддержке или мотивации добровольцев? – Думаю, это будет комплексная работа. Да и в Роспрофжеле 2022 год объявлен Годом укрепления единства профсоюза и поддержки волонтёрской деятельности. Это символично, поскольку мотивация профсоюзного членства остаётся основным фактором, характеризующим силу профсоюзного движения и степень доверия работников к профсоюзу, а делать добрые дела – это визитная карточка дорпрофжела на МЖД. К слову, о мотивации добровольцев. В конце прошлого года мы учредили знак дорпрофжела «Следуя за сердцем». В этом году им были награждены 54 человека – сотрудники дороги, медицинские работники и работники дошкольных учреждений, профсоюзный актив и студенты Российского университета транспорта. – Впереди новогодние каникулы. Как профсоюз организует отдых железнодорожников и их семей? – Новый год – это праздник, которого прежде всего ждут дети. Профсоюзными организациями МЖД будет выдано 63 436 новогодних подарков, включая подарки для детей работников дочерних зависимых обществ, АО «Центральная ППК» и Московского филиала Федеральной пассажирской компании. Профсоюз озаботился также досугом детей и их родителей в дни новогодних и рождественских каникул. В минувшее воскресенье для 256 ребят распахнул свои двери детский оздоровительный центр «Старая Руза» в Подмосковье. В соответствии с Коллективным договором все участники зимней смены застрахованы от несчастных случаев на время пребывания в лагере и получат от дорпрофжела сладкие подарки. Мы обеспечим детей расходными материалами для занятий в кружках и секциях. С 17 по 19 декабря 288 человек – дети и их родители – побывали в вотчине Деда Мороза в Великом Устюге. Тем самым мы дали старт новогодним мероприятиям, организованным профоюзом. Всего около 100 различных мероприятий посетят работники с детьми по профсоюзным билетам – мастер-классы, конкурсы, новогодние представления. Более 20 спортивных мероприятий планируется организовать первичками для детей и взрослых на местах в дни новогодних и рождественских праздников. Не забудем и о взрослых. Более 20 тыс. подарков планируют вручить первичные профсоюзные организации членам профсоюза к Новому году. 140 железнодорожников встретят Новый год в Сочи и Калининграде, где для них будут дополнительно организованы экскурсионные программы. Ограничительные меры не стали преградой для руководства МЖД и дорожной профсоюзной организации, чтобы поздравить детей работников с Новым годом и Рождеством. В этом нам помогли артисты театра-студии «Рампа», представившие музыкальный спектакль «Невероятный Новый год» на сцене Центрального дома культуры железнодорожников. Чтобы посмотреть музыкальную сказку, не нужно приезжать в ЦДКЖ – онлайн-трансляция её будет доступна с 31 декабря по 9 января включительно на сайте и в официальных аккаунтах в социальных сетях «Инстаграм» и «ВКонтакте» дорпрофжела на МЖД. А перед началом спектакля – поздравление начальника столичной магистрали и председателя дорпрофжела на МЖД. Ссылка на видео будет разослана на электронные адреса и в мобильное приложение WhatsApp работников. Беседовала Елена Александрова Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».