Почему же мы откладываем дела? На то может быть несколько причин.
Вот основные:
- Вы перфекционист: лучше сделать никогда, но идеально, чем сегодня и хорошо;
- У вас слабая мотивация: вы не понимаете, зачем вам этим заниматься;
- Вы работаете в неумело организованных условиях труда;
- Вы внутренне бунтуете против культа продуктивности;
- Вам действительно лень.
Как понять, прокрастинирую я или ленюсь?
И то, и другое служит механизмом психологической защиты. Обычная лень появляется время от времени и говорит о том, что вам пора отдохнуть или переключиться. Будьте внимательны к этим сигналам и не давите на себя, чтобы не выгореть.
А если вы страдаете хронической прокрастинацией, постоянно откладываете дела на потом и не знаете, как себя замотивировать, то проблема может быть гораздо глубже. Здесь стоит лечить причину, а не следствие, и лучшим выходом будет обратиться к психотерапевту.
Что точно не стоит делать?
Насиловать себя и работать «через не могу», не разобравшись в истоках проблемы. Нас приучили, что лень — это ужасно и достойно порицания, но мы не поддерживаем это убеждение. Люди, выросшие с ним, ненавидят себя за непродуктивность и тем самым только ухудшают состояние.
Игнорировать затянувшуюся лень ничем не лучше, чем игнорировать сильную боль. Вы ведь не будете бегать, если у вас сломана нога? Вот и не бегите.
Что можно попробовать?
Во-первых, устроить честный разговор с самим собой. Опишите проблему в блокноте или заметках и попробуйте найти причину вашего состояния — например, с помощью метода пяти почему. Это нужно делать не торопясь и в спокойной обстановке.
Будьте внимательны к ощущениям: если во время такой практики вы чувствуете отчаяние, сильное напряжение или бурные негативные эмоции — проблема наверняка укрепилась внутри и требует глубокой проработки.
Я уверен, что серьезной проблемы нет
Если вы убедились, что психолог и отпуск вам не нужны, а проблема временная, попробуйте изменить подход к работе и планированию. Начните с простого: составляйте списки дел, причем с вечера.
Вписывайте туда даже мелочи, с которыми вы расправляетесь без труда, и обязательно вычеркивайте каждого побежденного дракона. Наглядность поможет вам понять, что вы уже втянулись в работу и сделали много полезного — это очень бодрит.
Сделайте первый шаг
Все мы знаем, что сложнее всего начать. Попробуйте вспомнить ситуации, когда вы долго откладывали работу, но в итоге втянулись и сделали ее с большим интересом. Убедите себя, что это возможно, и начните работу немедленно.
Можно обмануть мозг, выбрав для первого шага несложную задачу, но важно, чтобы она напрямую относилась к делу. Вариант «проверю почту и приступлю» здесь не сработает.
Разбейте большие дела на части
Да-да, тот самый слон, которого нужно есть по кусочкам. Допустим, перед вами стоит задача, на которую уйдет 50 часов. Подумайте, как разделить ее на части по часу, двум и четырем.
Если возможно, найдите в ней мелкие детали, которые можно собрать за 20-30 минут. Можете награждать себя какой-нибудь мелочью после каждого пройденного этапа (warning: есть вероятность набрать несколько килограммов).
Скачайте приложения для концентрации
Мозг современного человека привык постоянно развлекаться — так заставьте его скучать, чтобы от нечего делать он начал работать. Если вы постоянно отвлекаетесь на смартфон и соцсети, поищите приложение, которое заставит вас отложить гаджеты. Сегодня их уйма — выбирайте, какое вам по душе.
Придумайте полезный ритуал
Представьте, что вы собака Павлова, и попробуйте выработать привычку, которая будет настраивать вас на рабочий лад. Придумайте себе маленький обычай, после которого вы точно приступите к делу: чашка эспрессо (только без соцсетей!), медитация или короткая прогулка. Это может быть что угодно, главное — начать работу сразу по завершении ритуала. Поначалу может быть тяжело, но в перспективе очень поможет.