Найти тему

«Давайте уже после нового года!» Почему мы откладываем дела?

Оглавление

Почему же мы откладываем дела? На то может быть несколько причин. 

Вот основные: 

  • Вы перфекционист: лучше сделать никогда, но идеально, чем сегодня и хорошо; 
  • У вас слабая мотивация: вы не понимаете, зачем вам этим заниматься; 
  • Вы работаете в неумело организованных условиях труда; 
  • Вы внутренне бунтуете против культа продуктивности;
  • Вам действительно лень.

Как понять, прокрастинирую я или ленюсь? 

И то, и другое служит механизмом психологической защиты. Обычная лень появляется время от времени и говорит о том, что вам пора отдохнуть или переключиться. Будьте внимательны к этим сигналам и не давите на себя, чтобы не выгореть. 

А если вы страдаете хронической прокрастинацией, постоянно откладываете дела на потом и не знаете, как себя замотивировать, то проблема может быть гораздо глубже. Здесь стоит лечить причину, а не следствие, и лучшим выходом будет обратиться к психотерапевту.

Что точно не стоит делать? 

Насиловать себя и работать «через не могу», не разобравшись в истоках проблемы. Нас приучили, что лень — это ужасно и достойно порицания, но мы не поддерживаем это убеждение. Люди, выросшие с ним, ненавидят себя за непродуктивность и тем самым только ухудшают состояние. 

Игнорировать затянувшуюся лень ничем не лучше, чем игнорировать сильную боль. Вы ведь не будете бегать, если у вас сломана нога? Вот и не бегите.

Что можно попробовать? 

Во-первых, устроить честный разговор с самим собой. Опишите проблему в блокноте или заметках и попробуйте найти причину вашего состояния — например, с помощью метода пяти почему. Это нужно делать не торопясь и в спокойной обстановке. 

Будьте внимательны к ощущениям: если во время такой практики вы чувствуете отчаяние, сильное напряжение или бурные негативные эмоции — проблема наверняка укрепилась внутри и требует глубокой проработки.

Я уверен, что серьезной проблемы нет 

Если вы убедились, что психолог и отпуск вам не нужны, а проблема временная, попробуйте изменить подход к работе и планированию. Начните с простого: составляйте списки дел, причем с вечера. 

Вписывайте туда даже мелочи, с которыми вы расправляетесь без труда, и обязательно вычеркивайте каждого побежденного дракона. Наглядность поможет вам понять, что вы уже втянулись в работу и сделали много полезного — это очень бодрит.

Сделайте первый шаг 

Все мы знаем, что сложнее всего начать. Попробуйте вспомнить ситуации, когда вы долго откладывали работу, но в итоге втянулись и сделали ее с большим интересом. Убедите себя, что это возможно, и начните работу немедленно. 

Можно обмануть мозг, выбрав для первого шага несложную задачу, но важно, чтобы она напрямую относилась к делу. Вариант «проверю почту и приступлю» здесь не сработает.

Разбейте большие дела на части 

Да-да, тот самый слон, которого нужно есть по кусочкам. Допустим, перед вами стоит задача, на которую уйдет 50 часов. Подумайте, как разделить ее на части по часу, двум и четырем. 

Если возможно, найдите в ней мелкие детали, которые можно собрать за 20-30 минут. Можете награждать себя какой-нибудь мелочью после каждого пройденного этапа (warning: есть вероятность набрать несколько килограммов).

Скачайте приложения для концентрации 

Мозг современного человека привык постоянно развлекаться — так заставьте его скучать, чтобы от нечего делать он начал работать. Если вы постоянно отвлекаетесь на смартфон и соцсети, поищите приложение, которое заставит вас отложить гаджеты. Сегодня их уйма — выбирайте, какое вам по душе.

Придумайте полезный ритуал

Представьте, что вы собака Павлова, и попробуйте выработать привычку, которая будет настраивать вас на рабочий лад. Придумайте себе маленький обычай, после которого вы точно приступите к делу: чашка эспрессо (только без соцсетей!), медитация или короткая прогулка. Это может быть что угодно, главное — начать работу сразу по завершении ритуала. Поначалу может быть тяжело, но в перспективе очень поможет.

-2