К большому сожалению, Советский Союз почти ни у кого не ассоциируется с развитой автомобильной промышленностью. Да, при СССР было создано огромное количество армейской техники, серьезно занимались промышленным и оборонным секторами, а также делали акцент на развитии образования, медицины. Но вот, автомобили – это, чем похвастаться советы никогда особо не могли. Безусловно, открытие АвтоВАЗа является историческим событием для Союза в 70-х годах. Однако, нужно положить руку на сердце и признаться в том, что без участия и помощи итальянцев, в частности, из ФИАТа эта затея с треском бы провалилась. Ведь ФИАТ выступил в качестве донора и продал нам ряд своих моделей, которые на момент передачи лицензионных прав уже утратили свою актуальность и современность. Да и, семидесятые годы – это уже поздний этап развития Советского Союза, ведь до его распада оставалось каких-то 20 лет со дня открытия тольяттинского завода. А на чем в СССР ездили, скажем, в 50-е годы? Этот вопрос я тесно связываю с ГАЗ 69 – с машиной, о которой сейчас особо никто не распространяется. Но для советских людей это автомобиль-легенда и его очень любили. Далее я постараюсь объяснить, за что.
Все мы сейчас воспринимаем ГАЗ 69, как какую-то специфическую технику, которая неплохо адаптирована для езды по бездорожью и плохим дорогам. По правде говоря, такое представление недалеко ушло от истины, ведь сам внедорожник, сперва, разрабатывался именно для нужд армии, причем разработка модели началась, аж, в период Великой Отечественной войны. На тот момент Советская красная армия очень сильно нуждалась в мобильном транспорте, который мог бы успешно покорять сложные участки местности, при этом осуществлять транспортировку личного состава и офицеров.
Причем это должен был быть советский транспорт – с относительно небольшими габаритами и мобильный. И в качестве вдохновения инженерами был выбран Джип Виллис, который в годы войны поставлялся в СССР посредством ленд-лиза странами-союзниками. Пример для создания ГАЗ 69, прямо скажем, не самый плохой и больше того – наиболее удачный, чем можно было представить. Наверное, именно конструктивное сходство с Джипом, впоследствии, и обеспечит колоссальный успех 69-му у себя на родине.
Но нужно сказать, что проектировка ГАЗ 69 в военные годы так и осталась на стадии бумажных чертежей – после переломных событий и взятия Советским Союзом инициативы в войне против гитлеровской Германии, было решено бросить все силы в стране на производство военной бронетехники, самолетов, оружия и так далее. А удалось возобновить работы над ГАЗ 69 в полную силу лишь ближе к концу 40-х годов. Наверное, именно поэтому, с серийным производством дела удалось наладить лишь в 50-х.
Но машина на тот момент оказалась весьма актуальной – после Великой Отечественной Войны страна восстанавливалась ускоренным темпами и наряду с отстройкой городов, восстановлением предприятий, шло и восстановление сельского хозяйства. И вот, председатели тех же колхозов, прочие чиновники, службы вдали от городов нуждались в универсальном транспорте – ГАЗ 69 идеально подходил под решение многих задач.
При этом его внедорожный арсенал состоит из двух ведущих и неразрезных мостов, блокировок, понижающей передачи и дорожного просвета свыше 270 миллиметров. Также, неплохой оказалась и геометрия кузова. В совокупности, все это позволяло покорять очень сложные участки местности.
А, если ко всему этому прибавить относительную вместительность и высокую грузоподъемность, то на выходе получается универсальная машина на каждый день. Конечно, со временем ГАЗ 69 стал менее актуальным, ведь в серию пошел более современный УАЗ. Однако машина навсегда и прочно закрепилась в автомобильной истории СССР и достойна лестных слов, долгой славы.
А вам нравится эта машина? Пишите свое мнение в комментариях.