Найти тему
Автодневник

ГАЗ 69 – легенда советского автопрома. За что так любили этот внедорожник в СССР

К большому сожалению, Советский Союз почти ни у кого не ассоциируется с развитой автомобильной промышленностью. Да, при СССР было создано огромное количество армейской техники, серьезно занимались промышленным и оборонным секторами, а также делали акцент на развитии образования, медицины. Но вот, автомобили – это, чем похвастаться советы никогда особо не могли. Безусловно, открытие АвтоВАЗа является историческим событием для Союза в 70-х годах. Однако, нужно положить руку на сердце и признаться в том, что без участия и помощи итальянцев, в частности, из ФИАТа эта затея с треском бы провалилась. Ведь ФИАТ выступил в качестве донора и продал нам ряд своих моделей, которые на момент передачи лицензионных прав уже утратили свою актуальность и современность. Да и, семидесятые годы – это уже поздний этап развития Советского Союза, ведь до его распада оставалось каких-то 20 лет со дня открытия тольяттинского завода. А на чем в СССР ездили, скажем, в 50-е годы? Этот вопрос я тесно связываю с ГАЗ 69 – с машиной, о которой сейчас особо никто не распространяется. Но для советских людей это автомобиль-легенда и его очень любили. Далее я постараюсь объяснить, за что.

ГАЗ 69.
ГАЗ 69.

Все мы сейчас воспринимаем ГАЗ 69, как какую-то специфическую технику, которая неплохо адаптирована для езды по бездорожью и плохим дорогам. По правде говоря, такое представление недалеко ушло от истины, ведь сам внедорожник, сперва, разрабатывался именно для нужд армии, причем разработка модели началась, аж, в период Великой Отечественной войны. На тот момент Советская красная армия очень сильно нуждалась в мобильном транспорте, который мог бы успешно покорять сложные участки местности, при этом осуществлять транспортировку личного состава и офицеров.

Причем это должен был быть советский транспорт – с относительно небольшими габаритами и мобильный. И в качестве вдохновения инженерами был выбран Джип Виллис, который в годы войны поставлялся в СССР посредством ленд-лиза странами-союзниками. Пример для создания ГАЗ 69, прямо скажем, не самый плохой и больше того – наиболее удачный, чем можно было представить. Наверное, именно конструктивное сходство с Джипом, впоследствии, и обеспечит колоссальный успех 69-му у себя на родине.

На службе у ВДВ.
На службе у ВДВ.

Но нужно сказать, что проектировка ГАЗ 69 в военные годы так и осталась на стадии бумажных чертежей – после переломных событий и взятия Советским Союзом инициативы в войне против гитлеровской Германии, было решено бросить все силы в стране на производство военной бронетехники, самолетов, оружия и так далее. А удалось возобновить работы над ГАЗ 69 в полную силу лишь ближе к концу 40-х годов. Наверное, именно поэтому, с серийным производством дела удалось наладить лишь в 50-х.

Но машина на тот момент оказалась весьма актуальной – после Великой Отечественной Войны страна восстанавливалась ускоренным темпами и наряду с отстройкой городов, восстановлением предприятий, шло и восстановление сельского хозяйства. И вот, председатели тех же колхозов, прочие чиновники, службы вдали от городов нуждались в универсальном транспорте – ГАЗ 69 идеально подходил под решение многих задач.

Одна из спецификаций для северных районов СССР.
Одна из спецификаций для северных районов СССР.

При этом его внедорожный арсенал состоит из двух ведущих и неразрезных мостов, блокировок, понижающей передачи и дорожного просвета свыше 270 миллиметров. Также, неплохой оказалась и геометрия кузова. В совокупности, все это позволяло покорять очень сложные участки местности.

А, если ко всему этому прибавить относительную вместительность и высокую грузоподъемность, то на выходе получается универсальная машина на каждый день. Конечно, со временем ГАЗ 69 стал менее актуальным, ведь в серию пошел более современный УАЗ. Однако машина навсегда и прочно закрепилась в автомобильной истории СССР и достойна лестных слов, долгой славы.

А вам нравится эта машина? Пишите свое мнение в комментариях.