Найти в Дзене
Александр Позин

Советская Цивилизация: образ украинца в советском кинематографе

Оглавление

Собирательный образ украинца в нашем кинематографе в рецензии блога "Моё кино. Киномнение". Этот блог не о тех фильмах, которые я рекомендую, а о тех, которые я посмотрел. Мои рецензии выражают только моё частное мнение.

Как-то незаметно в этом месяце прошла очередная годовщина неладно будь помянутого украинского референдума о независимости, который, по сути, стал спусковым крючком для развала СССР. Почему-то из главных причин такого нелепого и саморазрушающего голосования украинцев называют шкурно-экономические:

Москали все сало з’їли

Действительно, искусственное взращивание ЖЛОБСТВА сыграло не последнюю роль. На фоне нарастающих экономических трудностей, удалось убедить население страны, что жить на хуторе краще, чем в селе. И, что наши кабанчики – самые вкусные и упитанные в мире.

Но не в последнюю очередь роль сыграли и гуманитарные вопросы. Задолго до референдума в среде жителей Украйны стал культивироваться некий комплекс неполноценности. Этот миф живуч и сейчас: миф о «младшем брате», которого постоянно унижал, оккупировал и геноцидил «старший брат». Существует устойчивое мнение, что долгие годы советский кинематограф эксплуатировал образ украинца лишь в качестве предателя или же куметного, простодушного и недалёкого провинциала-селюка.

Остановимся внимательнее на сём постулате. Из всего многообразия советского кинематографа я выбрал пять лент, пять фильмов из золотого фонда советской культуры. В них – история советской цивилизации, показанная через призму пяти персонажей-украинцев, воплотивших лучшие качества советского человека:

«Трактористы» (1939 год)

Образы Назара Думы, Марьяны Бажан и Клима Ярко воплотили в себе идею созидательного труда 30-гг. ХХ века и решимость советского человека защитить результаты этого труда.

«В бой идут одни старики» (1974 год)

Не мог пройти мимо этой ленты. Пришла война и вчерашние мирные люди пошли защищать родную землю, которая являлась общей Родиной и для узбека «Ромео», и для молдаванина «Смуглянки», и для грузина Вано Кобахидзе. Но и на войне, среди смерти крови и жестокости, они оставались людьми и тянулись к прекрасному, к любви, к искусству. Персонаж гениального Леонида Быкова, комэск капитан Титаренко по прозвищу «Маэстро», олицетворяет героико-патриотическую, а также лирическую струю общества, которое мы потеряли.

«Дорогой мой человек» (1958 год)

Владимир Устименко - образ цельного и сильного советского человека, оставшегося верным своим идеалам. Пример долга, чести, преданности делу, которому служит, и верности любви, пронесённой им через всю свою жизнь. Нравственный идеал советской эпохи!

«Дети Дон Кихота» (1965 год)

Врач-акушер Петр Бондаренко – воплощение гуманистического характера советской цивилизации, квинтэссенция человечности и подлинной интеллигентности.

«Экипаж» (1979 год)

Командир экипажа Андрей Тимченко – образец высочайшего профессионализма в сочетании с чувством ответственности за других людей.

Можно вспомнить ещё много замечательных советских фильмов, но тогда это будет не стать - книга.

Пять украинцев, пять персонажей, по которым можно изучать историю Советской Империи. Пять граней советского характера. Тем больнее видеть то, во что их сейчас превращают.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, рекомендуйте знакомым.

Предыдущая рецензия здесь.

Следующая рецензия здесь.