Найти тему
TheGoodStranger

Плоды гнева - часть 68 - Лучшие фильмы всех времён

Рад приветствовать. Сегодня в выпуске разбора списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" у нас здесь экранизация классического романа американского писателя Джона Стейнбека.

184 место

"Гроздья гнева"/"The Grapes of Wrath"(1940)

Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 4 596;

Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 90 107;

Режиссёр - Джон Форд.

После тюремного срока за убийство Том Джоад возвращается на своё семейное ранчо, которое к тому времени полностью разорилось и пребывает в запустении. В отсутствие какой-либо перспективы найти работу в засушливой Оклахоме вся семья собирает свой скарб и отправляется на «землю обетованную» - в Калифорнию.
Но трудный путь и тяжкие условия не приносят искомой надежды, и даже единство семьи подвергается испытаниям.

Без спойлеров

Я пока не читал роман Стейнбека, однако я уже приобрёл физическую печатную копию, и в скором времени надеюсь до неё добраться. Но и так уж вышло, что экранизация у меня пролезла перед книжным оригиналом. Так что, скорее всего, после прочтения придётся пересматривать. Вопрос в том, захочется ли мне это делать.

Скорее всего да, захочется, причём вне зависимости от того, понравится ли мне роман или нет. Вы правильно поняли, это оттого, что мне понравился и фильм. Думаю, не сильно согрешу, если назову это своеобразным роуд-муви. Большую часть хронометража герои едут, ам, куда-то, без конкретики, смотря где работа. По крайней мере, это не меньше роуд-муви, чем тот же, скажем, "Париж, Техас" Вима Вендерса.

Единственное, что смущает - это во-первых слабое знакомство с некоторым количеством героев, а во-вторых общая незатейливость. Про первое: вот есть главный герой, которого играет Генри Фонда, есть его мать, а вот это... ам, ну, наверно, брат, или нет... не знаю. В семье протагониста с десяток человек, однако их даже по внешнему виду бывает затруднительно отличать друг от друга, а говорить, что ни у кого из них нет какого интересного или какого угодно наполнения, думаю, не стоит ввиду очевидности сего факта. А про второе и добавить нечего - просто история сама по себе типовая, как бы кощунственно это не звучало, ничего нового, необычного или способного удивить - всё идёт ровно, без попыток как-либо дополнительно раскачать эмоции зрителей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Пожалуй, одна из немногих сцен, когда фильм пытается вызвать эмоцию - это момент, где губят бывшего священника, Кейси, кажется. Эта его фраза "вы же детишек голодом морите", после которой он тут же получает фатальный удар дубинкой - сложно остаться равнодушным.

Ну и в финале, когда Том покидает свою семью, страшась, что их накажут из-за него, произносит свой финальный монолог матери, которая знает, что может его больше не увидеть - тоже трогает.

Что пишет пресса

В положительных рецензиях, коих большинство, отмечается размеренный темп ленты, масштаб истории, где через одну семью транслируют судьбу целого поколения, на чью долю выпало немало тяжких испытаний, вдумчивость, реалистичность, хорошая актёрская игра и прочее.

В одной негативной рецензии сообщается, что сценаристы перелопатили события романа, что пошло, по их мнению, не на пользу, и вообще книга лучше. Во второй - примерно то же самое, но не так агрессивно, также сообщается, что многие важные события из книги в фильме выбросили, и что фильм полностью не передаёт всей широты эмоций от истории. С последним соглашусь. Даже не читавши книгу, я представляю, что такая история могла бы вызвать больше эмоций.

Послесловие

Фильм добротный, в меру интересный, рассказывающий о людях, на чью жизнь выпали тяжкие испытания. Думаю, через фильм авторы хотели донести, помимо главного, что всегда нужно быть людьми и не быть скотами. Собственно, всё. Если такое любите, то можете глянуть. А когда прочитаю и роман Стейнбека, то можно будет и поговорить на тему, лучше ли книга.