Рад приветствовать. Это очередной выпуск разбора списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound", и сегодня на рассмотрении фильм от представителя американского независимого кина.
187 место
"Лица"/"Faces"(1968)
Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 1 452;
Рейтинг IMDb - 7,6; Кол-во оценок - 10 312;
Режиссёр - Джон Кассаветис.
Ричард и Мария женаты уже четырнадцать лет, но их брак переживает не лучшие времена. Устав друг от друга, они решают поискать забытую остроту ощущений на стороне. Однажды вечером Ричард сообщает Марии, что им пора развестись, и отправляется к проститутке.
Без спойлеров
Я уже рассказывал про один фильм Джона Кассаветиса, то были "Потоки любви" 1984 года, которые занимали в списке место пониже, но тогда я ещё не знал, что Кассаветис вообще оказывается считается чуть ли не отцом американского независимого синематографа. Теперь знаю. Ладно.
"Лица" - более ранний его фильм, и если "Потоки любви" были сняты удовлетворительно, то здесь Джон экспериментировал как только мог. С первой же секунды, как открывается действие, становится прекрасно видна манера съёмки, которая, кхм, своеобразная. В интернете вам скажут, что это "натуралистичная квази-документальная манера съёмки", но я, пожалуй, буду менее стилистически-нейтральным и более красноречивым, и скажу, что камера по-видимому заболела, потому что трясёт её нормально так. Даже в псевдодокументальных фильмах ужасов меня так не напрягала тряска камеры, как она, кхм, настораживала меня тут.
По содержанию - кино пустое. Это два с лишним часа диалогов ни о чём. Кто-то скажет, что так и надо, что надо смотреть на указанные в названии лица, на актёрскую игру, - ну во-первых это что же, фильм можно без звука смотреть вовсе, раз важны только лица, а то что говорят не важно вовсе, а во-вторых для хотя бы звания нормального фильма нужно что-то больше, чем просто хорошая актёрская работа. Смотреть весь фильм на лица, чудно, а скоро выйдет фильм, который можно будет понять и смотреть только вверх ногами, или там с поднятой вертикально левой рукой и горизонтально правой. Ладно.
Кстати, есть молва, что первая смонтированная версия ленты шла около 6 часов. Если я еле вытянул эти 2 с небольшим часа, то при просмотре "полной" шестичасовой версии, мне видится, я бы мумифицировался часу на третьем-четвёртом.
Со спойлерами
В этом фильме два аспекта - диалоги и актёры, больше здесь нет ничего. Диалоги - трёп, пустой и бессвязный. Каждый раз, когда заканчивалась одна сцена и начиналась другая, я думал: "стоп, а о чём там они говорили в сцене, что закончилась пять секунд назад?". Во время просмотра часто испытываешь то самое чувство, когда, знаете, достаёте часы, смотрите время, убираете часы в карман и понимаете, что забыли, сколько времени.
Актёры играют нормально, ничего не говорю, и тот факт, что они все как бы веселятся, чаще всего, в кругу знакомых, а на лицах можно прочесть пустоту и неловкость, как бы должен доносить зрителю мысль, что герои только делают вид, что веселятся. На деле это симуляция, многие из них растеряны, и играют спектакль для других. Как повод для размышлений это хорошая тема, но то, как она исполнена здесь, меня совершенно не располагает к себе. Может, для единичного просмотра, чтоб знать и немножко задуматься, сойдёт, но пересматривать это... Ну не знаю.
Что пишет пресса
То же, о чём я уже говорил. В паре рецензий, положительных, само собой, идёт рассказ о том, какой Кассаветис новатор, - не спорю, - какой экспериментальный фильм он снял и тому подобное. Один из таких товарищей даже заявляет пустые диалоги как некую фишку. Да, действительно, в рамках задумки пустые разговоры имеют смысл, однако слушать разговоры - это единственное динамичное занятие, коим можно заняться в процессе. Смотреть на чёрно-белые лица с такой операторской работой - конечно, чудесно, но это занятие не на два часа. Это не небо, не лесная полянка, не озеро, не океан, не "Утро в сосновом лесу" Шишкина и Савицкого, - это несколько лиц с дёргающейся камерой.
Этот приём, может, сработал бы в литературной форме, где не обязательно расписывать диалог, чтоб обозначить его наличие(хотя тогда не получится показать лицо, нужно будет его описывать, а это уже не совсем то), но в формате кино - увольте, не поверю, если кто скажет, что это НЕ скучно. Единственная негативная рецензия, собственно, говорит о том же - что фильм скучный.
Послесловие
У фильма "Лица" хорошая задумка, однако беда даже не в том, что Кассаветис не смог удобоваримо её передать через фильм, а в том, что мне вообще не видится вариант, при котором мысль можно было бы передать суть затеи. Как полнометражное кино - мимо. Как рассказ - можно, но выражение лиц и внутреннего состояние нужно будет описывать текстом. Думается, успешно эта идея может реализоваться в малой форме кино - в короткометражке. Если бы фильм шёл минут десять, то я бы был менее категорично настроен. Но два часа смотреть на лица и слушать изначально задуманные таковыми бестолковые диалоги - самую малость перебор.