Найти в Дзене
TheGoodStranger

Музыка нас связала - часть 63 - Лучшие фильмы всех времён

Рад приветствовать. Две предыдущих части рассказа про членов списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" были посвящены один китайскому/тайваньско-конконгскому кино, другой японскому фильму "Повесть о поздней хризантеме", а на сей раз взор наш падёт не на Восток, но на Юго-Восток - в Индию, откуда родом предмет сегодняшнего разговора. 189 место "Музыкальная комната"/"Jalsaghar"(1958) Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 505; Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 5 747; Режиссёр - Сатьяджит Рай. Действие происходит в двадцатые годы прошлого века во дворце в Нимтита, в Бенгалии. Покуривая хуку, на террасе сидит Бишвамбхар Рой, последний из рода бенгальских феодалов. Из соседнего дома доносятся звуки музыки — это сосед-нувориш устраивает праздник по случаю традиционного обряда инициации своего сына. Тонкий ценитель музыки, он в своё время собирал лучших музыкантов, певцов и танцоров на церемонию в честь своего сына. Но сегодня жены и сына уже нет в живых, а сам
Оглавление

Рад приветствовать. Две предыдущих части рассказа про членов списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" были посвящены один китайскому/тайваньско-конконгскому кино, другой японскому фильму "Повесть о поздней хризантеме", а на сей раз взор наш падёт не на Восток, но на Юго-Восток - в Индию, откуда родом предмет сегодняшнего разговора.

189 место

"Музыкальная комната"/"Jalsaghar"(1958)

Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 505;

Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 5 747;

Режиссёр - Сатьяджит Рай.

Действие происходит в двадцатые годы прошлого века во дворце в Нимтита, в Бенгалии. Покуривая хуку, на террасе сидит Бишвамбхар Рой, последний из рода бенгальских феодалов. Из соседнего дома доносятся звуки музыки — это сосед-нувориш устраивает праздник по случаю традиционного обряда инициации своего сына.
Тонкий ценитель музыки, он в своё время собирал лучших музыкантов, певцов и танцоров на церемонию в честь своего сына. Но сегодня жены и сына уже нет в живых, а сам он разорён. Желая «поставить на место» претенциозного соседа, хвастающегося своим музыкальным вкусом, Рой устраивает свой последний грандиозный концерт, в который вкладывает все до копейки. В последний раз он наслаждается музыкой и победой...

Без спойлеров

Это третий по счёту фильм индийского режиссёра Сатьяджита Рая, с которым я имел счастье сталкиваться, как и некоторые из относительно старых читателей, ведь один его фильм уже был в обозреваемом нонче списке - то был фильм "Мир Апу" 1959 года, занимающий 245 место в списке из 252 мест имеющихся. И коль уж я вспомнил фильм про начинающего бедного писателя, то скажу, что я совершенно не понимаю, отчего этот фильм - "Мир Апу" - занял в списке только 245 позицию, по сути еле-еле успев пробраться в список, в то время как на более солидном 189 месте стоит "Музыкальная комната", снятая за год до своего собрата, в 1958 году.

А корень того в том, что "Мир Апу" - зрелище весьма поэтичное, милое, жизненное и даже трогательное, и вроде как, по задумке, таким должна была быть и "Музыкальная комната". Но вот что-то как-то не вышло.

С большинством фильмов из списка выходит такая ситуация, что описания к ним я читаю только после окончания просмотра, что случилось и в этом случае. И вот я смотрю, смотрю, смотрю, и всё не могу понять, а где... ам, что-нибудь? Ну вот сидит этот индийский феодал, не помню как там оно терминологически именуется(вспомнил - заминдар, аве Поисковику), дует в дуделку свою, из местного вейпшопа изъятую, музыку пару раз слушает. Благо, в какой-то момент сюжету хватило совести таки начаться.

И тут проблема другая - сюжет фильма полностью уместился в аннотацию. То есть то, что написано в описании - это буквально весь фильм. Есть здесь ровно одна деталь, которую можно проспойлерить. Но серьёзно, прокручивая сюжет в голове, можно понять, что история-то на свои полтора часа хронометража не тянет, ой не тянет.

И знаете как фильм растягивает хронометраж? Помимо сцен сидения главного героя на кресле. Сцены песен и танцев. Самых заметных всего две, но - заметьте! - одна идёт минут 8, а вторая 10 минут. То есть из 100 минут 20 тратится на песни и танец, которыми наслаждается протагонист. Зачем оно нужно? - не спрашивайте, не знаю.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Содержит один-единственный спойлер

Ровно один, который раскрывает что-то типа сюжетного поворота, происходящего на занавесе. Итак, герой всё потерял, семью, деньги, состояние, статус, он потерян, последний раз хвастанул перед соперником, и что же с ним случилось в конце после такого триумфа? - абсолютно верно, он погибает. Причём как. В каком-то порыве экстаза и небывалой страсти он пьяный прыгает на коня, проскакивает на нём до пляжа, конь его сбрасывает, он падает и испускает дух. Да уж, сама по себе ситуация странная, - чего он вдруг полез на лошадь-то, - так ещё и обстоятельство какое. Не спорю, упасть головой об песок неприятно, и даже очень, но я как-то не уверен, что это так фатально. Да, будет больно, но дух уж не испустите чай. Крайне странный финал, словом.

Что пишет пресса

В наличии две рецензии, обе положительные. В одной чисто лирика, про описание быта протагониста, описание сюжета и домыслы насчёт смысла. Дескать, вот, культура благородных людей канула в лету, род героя исчез, и ничего не осталось, кроме пустоты. Во второй плюс-минус то же самое.

Да, музыкальная комната была отдушиной для главного героя, местом его удовлетворения, и когда он несёт потери, он отрекается от единственного места, где хорошо себя чувствует, но решается устроить последний сеанс "терапии", который ознаменует собой конец. Звучит неплохо, не так ли? Воистину. Однако поверьте, что звучит оно лучше, чем исполнено на деле.

Послесловие

Беда фильма в том, что те немногие, что его видели и проставили высокие оценки, немножко перепутали его пустоватость с какой-то глубиной, которой нет. А даже если она есть, то она тонет в другой глубине, имя которой неполноценность. Фильм просто пустой, в нём нет того, что могло бы быть. Он тратит слишком много времени ни на что. В нём нет и четверти той лиричности, что была в "Мире Апу". Здесь есть только каркас для истории, которая могла стать чем-то. Но он потонул в пустоте, ровно как и пресловутая принадлежащая герою музыкальная комната.