Найти в Дзене
TheGoodStranger

Касание - часть 61 - Лучшие фильмы всех времён

Всех приветствую. Сегодня на разборе списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" здесь китайское кино в жанре уся. Быть может, кто-то спросит, что за уся такая? Уся - это жанр китайских фильмов про приключения мастеров боевых искусств, часто в антураже прошлых веков китайской истории. Теперь, когда с терминологией всё выяснили, идём дальше. 191 место "Касание Дзен"/"Xia nü"(1971) Рейтинг КП - 6,8; Кол-во оценок - 587; Рейтинг IMDb - 7,6; Кол-во оценок - 5 998; Режиссёр - Кинг Ху. Школяр Ку Шен Чай живет в заброшенном форте вместе с матерью – он талантлив и умен, но совершенно лишен амбиций, а оттого беден, как церковная мышь. Однажды в соседний дом въезжает красивая девушка мисс Ян, которой Ку тут же заинтересовывается, но ведет она себя нелюдимо и в высшей степени странно. В чем же дело – может быть, в этой глуши она скрывается от кого-то? Или вообще родом не из нашего мира? Без спойлеров Как я сказал, фильм являет собой представителя жанра уся, которы
Оглавление

Всех приветствую. Сегодня на разборе списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" здесь китайское кино в жанре уся. Быть может, кто-то спросит, что за уся такая? Уся - это жанр китайских фильмов про приключения мастеров боевых искусств, часто в антураже прошлых веков китайской истории. Теперь, когда с терминологией всё выяснили, идём дальше.

191 место

"Касание Дзен"/"Xia nü"(1971)

Рейтинг КП - 6,8; Кол-во оценок - 587;

Рейтинг IMDb - 7,6; Кол-во оценок - 5 998;

Режиссёр - Кинг Ху.

Школяр Ку Шен Чай живет в заброшенном форте вместе с матерью – он талантлив и умен, но совершенно лишен амбиций, а оттого беден, как церковная мышь. Однажды в соседний дом въезжает красивая девушка мисс Ян, которой Ку тут же заинтересовывается, но ведет она себя нелюдимо и в высшей степени странно. В чем же дело – может быть, в этой глуши она скрывается от кого-то? Или вообще родом не из нашего мира?

Без спойлеров

Как я сказал, фильм являет собой представителя жанра уся, который, в свою очередь, является подвидом китайских приключенческих фильмов про единоборства всяких мастеров драчек. Собственно, из описания жанра уже ясно. Это фильм про мастеров восточных единоборств с вкраплениями какой-то драмы и щепоткой приключений. Я такое, признаться, не особо люблю, всякие вот эти боевики, да и восточное такое около-артхаусное кино как-то часто проходит мимо моего понимания. Если с первым пунктом, жанровой принадлежностью, я ещё мог бы как-то примириться, то со вторым есть нюанс.

На мой скромный субъективный, в фильме какая-то неустойчивая подача сюжета, да и сам он не без странностей. При хронометраже в 3 часа первая треть, то есть приблизительно первый час, смотрится ещё туда-сюда, неплохо. Вот есть этот школяр, который как бы главный герой, он там сидит с матерью и своими проблемами, вот его знакомство с новоприбывшей барыней, вот там эти товарищи, и вот в момент, когда сюжет раскочегарился, закончил с экспозицией - он, как мне кажется, споткнулся.

А споткнулся он в том, что происходящее во второй трети фильма никак не воспринимается и не осознаётся. Банально непонятно, а что вообще здесь происходит. Да, общая канва как бы ясна, но вот ты смотришь и не понимаешь, что тебе показывают, кто этот герой, что ему нужно, куда он сейчас идёт, с кем разговаривает и так далее. Сколько бы я не отматывал кино, пытаясь разобраться в происходящем, все попытки оказались тщетны. Второй акт у фильма просто невнятный. На его фоне третий акт смотрится более живо, хотя и там есть странности, но об этом уже в блоке со спойлерами.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Как было указано, к первому акту особенно проблем нет, все герои вводятся постепенно, благодаря чему вопросов в духе "а это вообще кто?" не возникает. Во втором акте, когда открывается правда, что эта девица убегает от каких-то чиновников, лишивших его отца или что-то такое, начинается какой-то базар. Слишком много на сцене новых персонажей, ни одного из которых я после, в третьем акте, что-то не помню. Единственное, зачем нужна эта бригада из (з)ада, так это для того, что главным героям и их соратникам было кого пинать, наверно. Разобрать, кто это, куда, зачем, почему и что тогда - решительно невозможно.

Третий акт неплохой, но он меня поставил также в тупик, но не формой, как второй, а скорее своим содержанием. Тут у меня, признаюсь, пожалуй, специфическая, но концовка полностью лишила меня понимания, а о чём, собственно, был фильм. Первая треть - про школяра, второй, при всех его "но" - тоже понятно, всё ещё про школяра, но теперь он уже в компании, а вот в третьем акте этот школяр Ку, казалось бы, протагонист, отходит на второй план. За последние минут 30-40 фильма он появляется один раз, в пятисекундной сцене, когда он с сыном на руках падает на колени, когда возносится предводитель этих монахов. То есть сбивается акцент. Весь фильм мы следили за ним, а в финале нам суют его подругу и её третьестепенных для сюжета друзей и показывают их драки с болванчиками. Если авторы хотели изначально сделать фильм про драчки с великими мудростями в финале, то к чему были эти прелюдия в виде первых двух, на секундочку, часов ленты? Непонятно.

Что пишет пресса

Автор одной из положительных рецензий говорит, что первая половина фильма не так интересна, как вторая, и что ничего существенного там не происходит. Не соглашусь. Середина в фильме вообще никакая, а вот финальная драка на 40 минут, ну, да, она добротно поставлена для своих лет, да и сейчас солидно смотрится, но в первой трети таки была интрига, в каком же направлении пойдёт история, там всё плавно и размеренно. Начало фильма, первый его час - лучшая его часть, хоть и финал, опять таки, недурен собой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

О, и конечно не могли не упомянуть "философию" фильма. Дескать, вот во второй половине картины да, нагнетание, саспенс, философия востока и прочие прелести жизни. По мне так единственный "мудрый", назову это так, эпизод фильма - это самая последняя сцена, с этим вот вознесением лидера монахов, где солнечный диск как бы у него за головой и все дела. Когда на трёхчасовую ленту один "мудрый" эпизод, то говорить о философии, как мне кажется, не приходится. Ну да, лидер монахов так крут, что у него солнце как нимб - дальше-то чего? А весь остальной - да что уж! - фильм-то в целом о чём? О том, что монашкам, изучающим боевые искусства, чужды материнские чувства? Мудрота.

В единственной негативной рецензии сообщается, что сюжет фильма начинается хорошечно, а заканчивает так себе. Без комментариев - тут соглашусь.

Послесловие

Фильм в целом ниже среднего. Сгубил его конский хронометраж, который сам по себе не беда, но фильм будто сам не знает, о чём он вообще. То ли о драках, то ли о драме, то о школяре, то о мести, то о какой-то там философии, то о великой мудрости, то ещё чего. Смотреть за такой неопределённостью 180 минут - не самое продуктивное занятие. Фильм слишком разношёрстный внутри своей собственной структуры, и это его главная беда. В остальном, постановка солидная, драки по сегодняшним меркам сняты добротно, в начале история вызывает какой-никакой интерес.

Но рекомендовать это можно только любителям фильмов про единоборства и желающим познакомиться с китайским... Ам, ну ладно, тайваньско-гонконгским синематографом. Всё же между дуэтом Тайвань-Гонконг и основным Китаем есть разница.