Обеспечение «Огненной Земли»…
(Искренне благодарю А.Бадякина за его материалы и фото по мотоботам)
Весь день 1 ноября шёл ремонт катеров. В течение ночи на 2 ноября из района Солёного озера, Кроткова и Тамани к Эльтигену выходили 5 отрядов высадочных средств в охранении СКА, БКА и КАТЩ. Всего в перевозках участвовали 49 единиц, в том числе 10 ДБ. Эта ночь оказалась самая удачная за всю операцию. Удалось доставить на плацдарм практически все принятые войска и грузы – 3271 человека, 4 пушки 45мм, 9 миномётов, 22,7 тонны боеприпасов и 2 тонны продовольствия. Доставлено было почти в два раза больше, чем в первую ночь, да и потери оказались существенно ниже, благодаря тихой погоде, хотя лёгкими их не назовёшь. Между Таманью и Эльтигеном при буксировке затонули три гребных баркаса. В условиях сильного наката миномётно-артиллерийского обстрела с берега получили тяжёлые повреждения и были выброшены на берег «ДБ-4», «ДБ-19», «ДБ-25», «ДБ-27» и «ДБ-29».
В ночь на 3 ноября флот планировал повторить уже опробованную схему: отконвоировать высадочные средства в Эльтиген и затем до утра поддерживать конвейер из Кроткова. Но немцы, убедившись, что прошлой ночью десант был усилен, приняли меры.
Когда в вечерних сумерках начался первый налёт немецкой авиации на Тамань, шла погрузка катеров, отправляющихся в Эльтиген, пристань была забита грузами и бочками с бензином. Одна из бомб попала в пристань, начался сильный пожар, выгорело 25 метров пристани. Погибли СКА, 2 КАТЩ, мотобаркас №1 и гребной баркас. Выгорел и затонул «БКА-414».
Были повреждены РТЩ, ТКА, «ДБ-5» и «ДБ-389». «ДБ-5» был отремонтирован быстро, а «ДБ-389», севший на грунт, корпус был отремонтирован к 27 ноября, но из-за отсутствия нового двигателя использовался до конца операции в роли несамоходной баржи. Из личного состава флота 6 человек при налёте погибли и 24 получили ранения. Среди погибших был и командир дивизиона десантных плавсредств капитан-лейтенант Пётр Иванович Жуков, находившийся на причале (официально – пропал без вести, так как тело обнаружить не удалось).
Но всё же из Тамани к Эльтигену вышел отряд Усатенко в составе 3-х КАТЩ и 2-х БКА с «ДБ-1», «ДБ-24» и двумя гребными баркасами и успешно разгрузились. Отряд Бондаренко из Кроткова в составе 3-х СКА, «ДБ-23», «ДБ-306», мотобаркаса № 2 и 2 гребных баркаса так же разгрузились полностью, но при этом, на берег выбросило «ДБ-23» и мотобаркас № 2. Дальше катера начали делать челночные рейсы из Кроткова к Эльтигену. Подключились 2 СКА, 3 БКА, 3 КАТЩ, мотобаркас № 50 и 2 гребных баркаса.
До 11 часов вечера перевозкам мешали лишь немецкие батареи. На Эльтигенском берегу остались выброшенными мотобаркас № 50 и 2 гребных баркаса.
За несколько минут до 23-00ч в районе Эльтигена впервые появились немецкие десантные баржи. Из района Солёного озера на «СКА-081» вышел капитан 3-го ранга Д.А.Глухов, из Тамани – «ТКА-43», из Анапы вышел отряд капитан-лейтенанта Г.В.Левищева из 3-х ТКА. После серии коротких боёв немцы отошли и больше не появлялись, но появление вражеских барж помешало доставить часть погруженных войск и имущества.
Утром 3 ноября 2 отряда быстроходных катеров, приняв около 300 десантников, в 08-10ч вышли из Кроткова. В 08-47ч немецкие батареи открыли сильный огонь. Маневрируя, ведя ответный огонь и прикрываясь дымзавесами, катера к 9 часам утра прорвались в район высадки, но приткнулись к бару. Десантники попрыгали в воду и немногие достигли берега. Часть утонули, не успев сбросить снаряжение. На мели остался «СКА-079», который был расстрелян артиллерией. СКА сгорел, а его команду тем же вечером вывез в Тамань десантный бот.
Утром третьего ноября лейтенант Василий Попов, только назначенный командиром дивизиона, возвратился в Тамань в очень подавленном состоянии. Трещала голова, как следствие контузии от разрыва снаряда при высадке в Эльтигене. Но ещё больше давило на психику сознание того, что дивизион понёс наибольшие за всё время своего существования невосполнимые потери, как в катерах, так и в личном составе. От дивизиона осталось около десятка ботов, да и то не все из них к вечеру будут на ходу, хотя все моряки дивизиона сейчас заняты их ремонтом под руководством механика воентехника 1-го ранга В.Д.Дмитриева.
В тяжёлое время принял дивизион Попов… В этот же день он получил приказ о перебазировании дивизиона в Сенную. Переговорив с Дмитриевым о ремонте катеров, вместе с лейтенантом Иванец (последним командиром отряда, оставшимся в строю), Попов со всеми исправными мотоботами перешёл в Сенную. И здесь для командира дивизиона забот стало ещё больше. Пирс маленький, подъёмника нет, надо строить, да и размещаться где-то надо.
Матросы тут же присмотрели большой дом бывшей конторы «Заготзерно», недалеко от берега. Несколько комнат самой заготконторы, большой амбар, где матросы береговой базы и мотоботчики начали оборудовать кубрик. Из досок полуразваленных сараев сколотили нары, столы, банки… Забили часть окон, где не было стёкол, подмели, навели порядок… И пошла жизнь на новом месте… Здесь же Попов написал и свой первый командирский приказ по дивизиону:
«Всем матросам дивизиона десантных плавсредств явиться на базу дивизиона в Сенную в течение 3-х суток. Командир дивизиона лейтенант В.Попов».
Вечером 3 ноября к Эльтигену вышли из Тамани отряд Усатенко, в составе которого был «ДБ-24», из Кроткова – отряды Бондаренко и Жидко, в составе которого был «ДБ-306» старшины 1-й статьи Анатолия Емельяненко и мотобаркаса № 3.
Все 3 отряда благополучно достигли Эльтигена, но выгрузка проходила под сильным огнём. Из отряда Бондаренко разгрузились все, кроме «СКА-052», т.к. единственное высадочной средство – «КМ-0138» к этому времени два раза выбрасывало на берег. Отряд Усатенко разгрузился полностью, при этом, «КАТЩ-524» ударился о затонувший бот, сел на мель и затем накатом был выброшен на берег, где был разбит артиллерией. После высадки пропал без вести «ЗК-053»со всем экипажем.
Отряд Жидко вышел из Кроткова только в половине одиннадцатого и к плацдарму подошёл в 00-15ч. К этому времени норд-ост достиг силы ветра 5 баллов, волнение – 3-4 балла. Накатом выбросило на берег «КМ-0117» и мотобаркас № 3. Мотобаркас был снят, отбуксирован в Кротков, затем в Сенную, где, впоследствии, списан. В этих условиях единственным высадочным средством остался «ДБ-306». 10 рейсов в течение ночи сделал катер то к берегу, то от берега, высадил на берег 260 десантников, выгрузил противотанковую пушку, 9 тонн боеприпасов и эвакуировал 140 раненых. Катер то и дело захлёстывало крутой черноморской волной. В Кроткове Емельяненко едва смог сойти с катера, высокая температура и слабость валила с ног. С сильнейшей простудой старшина в полубессознательном состоянии был отправлен в госпиталь. Катер принял старшина 2-й статьи Яков Швачко…
В ночь на 4 ноября ушли к Эльтигену всего 2 исправных катера. Затих посёлок Сенная…
Командиру дивизиона Попову не спалось. Не выходило из головы, как быть с мотоботами, судьба которых неизвестна. Два бота видели на берегу недалеко от Тамани. А экипажи погибших ДБ были и на плацдарме, и в Кроткове, в Тамани…
Расслабившись немного после «усиленных» фронтовых сто грамм, командир дивизиона сидел на ступеньках крыльца, глядя на звёздное небо, на дышавшее море, думал о своей судьбе моряка…
С началом первой мировой войны хлебороб Богучарского уезда Воронежской губернии Афанасий Попов покинул родную слободу Талы, оставив семеро детей, в том числе годовалого Василия. После гибели отца в 1920 году, Василий воспитывался в приюте коммунаров в Богучаре, в городе Антрацит Донецкой области закончил семилетку. Там же на шахте № 7 поступил в горнопромышленное ученичество, два года учился и работал.
В сентябре 1930 года поступил в Ростовский морской техникум. Учился и плавал на судах АМП и в апреле 1935 года 24-летний штурман – на мостике теплохода «Волго-Дон».
18 сентября 1938 года пароход «Катаяма», шедший из Мариуполя в один из портов республиканской Испании, был задержан фашистским минным заградителем. Перед тем, как франкисты поднялись на борт, второй помощник капитана В.А.Попов в судовом журнале записал: «… 18 сентября, 3 часа 30 минут, задержаны фашистами…». Месяц в концлагере Эспинагор, до конца мая 1939 года – в самом страшном концлагере на острове Майорка (Болеарские острова). После освобождения советские моряки прибыли в Геную и 5 июня 1939 года их встретила родная Одесса.
Война застигла старпома Попова на курсах офицеров запаса. Месяц во флотском экипаже в Севастополе, помощник командира тральщика «Райкомвод», которым командовал опытный моряк керчанин Л.Ф.Шкаленко. Когда начал формироваться дивизион десантных ботов в Поти, заместителя командира плавмастерской Попова, как опытного штурмана, назначили 30 января 1943 года командиром отряда ДБ и с дивизионом он прошёл весь его боевой путь до расформирования весной 1944 года в Керчи.
Злости и энергии у этого сурового, рослого лейтенанта было хоть отбавляй. Весь дивизион знал, что у Попова при бомбардировке Севастополя в 1942 году погибла жена, в Красном Луче на подпольной явке был схвачен и расстрелян старший брат Григорий, начальник шахты.
В повседневной, тяжелейшей фронтовой работе по обеспечению Малой Земли Попов не жалел ни себя, ни моряков своего отряда. И матросы боготворили своего отважного командира, который был не только грамотным моряком, требовательным командиром, но даже спирт пил с особой лихостью, поражавшей даже видавших виды одесситов… В апреле Попов, возвращаясь с «Малой Земли» на мотоботе Фёдора Носова, в один из моментов повреждённый «ДБ-5» зарылся во встречную волну. Попов, стоявший рядом со старшиной, был сбит потоком воды и в мгновение охватил взглядом раненых, заливаемых волной и уходящий правым бортом в воду мотобот…
Сколько продержался на воде, ухватившись мёртвой хваткой на пару с раненым солдатом в спасательный круг, Попов и в последствии не мог сказать… Когда с подошедшего сейнера подали шест для промера глубины, Попов, в уже пропадающем сознании, оторваться от круга уже не мог.
Как впоследствии рассказывал военный лоцман старший лейтенант Борис Соколов, когда вытащили на палубу сейнера потерявшего сознание Василия Попова, матросы не могли вырвать из его рук шест, сведённые судорогой пальцы не разжимались…
Не долго пролежал Василий Попов в госпитале, снова вернулся в свой дивизион… Десанты в Новороссийск, у Солёного озера, на косу Тузла… Всюду лейтенант шёл на катерах своего первого отряда…
Лейтенант поёжился от пронизывающей сырости, встал со ступенек, с хрустом крутанул руками, несколько раз присел. Перевалило далеко за полночь. Попов решил несколько часов поспать до возвращения катеров из похода, но несмотря на усталость, заснул не сразу… Разбудил его старшина 1-й статьи Александр Ефименко: «Товарищ командир, ребята вернулись!». Через несколько минут Попов стоял у маленького деревянного причала, куда швартовались мотоботы, вернувшиеся с Эльтигенского плацдарма… Распорядился насчёт ремонта катеров, питания экипажей, организовал отправку в госпиталь раненых…
С интересом выслушал старшину «ДБ-20» Василия Белозёрова, возвратившегося с Эльтигена вместе со снятым с берега катером и видевшего под Таманью, куда они первоначально зашли, два мотобота на песчаном берегу… Недолго думая, Попов на одном из катеров пошёл осматривать выброшенные на берег катера. Попробовали стащить на буксире, ничего не получилось, сели крепко. Пришлось обратиться к сапёрам, соседям. Бойцы прорыли в шестиметровой песчаной косе проход и вывели катера на воду.
Несколько часов сапёры находились в воде, выполняя задание. Самоотверженно работали младшие сержанты Федик, Василишин, сапёры Серёгин, Кадыров и другие…
И вот мотоботы в Сенной, подведённые к талям для ремонта. Ещё 2 единицы вернулись в строй.
«Каэмка» притянула повреждённый «ДБ-22» Кондратия Раленко, ещё днём 1 ноября выброшенный штормовой волной у Железного Рога. Тоже в ремонт. Привёл свой экипаж из Кроткова старшина «ДБ-16» Евсей Стовповец, вернулись с Эльтигена экипажи большинства погибших в ночь на 1, 2 и 3 ноября ботов. Вновь собралась гвардия мотоботчиков…
В ночь на 5 ноября вновь к Эльтигену вышли 24 катера, но к сожалению только в отряде Жидко, вышедшем из Кроткова, был один «ДБ-306», да в отряде Усатенко, вышедшем из Тамани, «ДБ-24»… В эту ночь начался шторм, не ослабевающий сутки. В условиях штормовой погоды, серии коротких столкновений с тремя немецкими раумботами, на плацдарм было доставлено 99 человек, 10,6 тонн боеприпасов и 4 тонны продуктов, но ДБ своё отработали. В ночь на 6 ноября среди 28 катеров, следовавших к Эльтигену, только в отряде Жидко был «ДБ-306» старшины 2-й статьи Якова Швачко. На сей раз не повезло и «шестёрке». В 21-20ч, только перешли за бар, мотобот содрогнулся от прямого попадания снаряда, заклинило рулевое управление и через 10 минут катер лежал, накренившись, на песчаном берегу напротив поселкового клуба. Экипаж сошёл на берег и влился в ряды десантников. В ночь на 7 ноября погибли от артиллерии или выброшены накатом на берег, где уничтожены артиллерией, «РТЩ-110» и 6 тендеров, впервые участвующих в операции.
7 ноября накатом волн выбросило на берег у косы Чушка «ДБ-39» и «ДБ-46». У пирса на Кордоне Ильича были потоплены артиллерией «ДБ-47» и «ДБ-48» (впоследствии подняты).
В ночь на 3 ноября при высадке основного десанта 56-й армии в районе от Маяка до Опасной в составе 5-го отряда транспортных средств принял участие единственный бот «ДБ-36», затем привлекли и «ДБ-501».
Активная фаза боёв на Эльтигенском плацдарм закончилась 7 ноября. Ещё некоторое время предпринимались попытки усилить группу на плацдарме до состояния, в котором она могла бы наступать. Это вылилось в серию жестоких морских боёв… Немцы начали настоящую морскую блокаду Эльтигенского плацдарма силами БДБ и раумботами.
3-я группа высадки получила существенное подкрепление – в Кротков прибыли с юга 4 СКА, «ДБ-7» и «ДБ-10» (пришёл неисправный), деревянный плашкоут «ДДБ-1» и 4 гребных баркаса.
В 19-40ч 7 ноября к плацдарму последовательно вышли 13 катеров, в том числе «ДБ-7» на буксире у катерного тральщика (вышел уже в 04-00 8 ноября), «ДДБ-1» и 3 гребных баркаса на буксире у СКА. Они частично разгрузились в Эльтигене, при этом, все три баркаса в первом же рейсе выбросило накатом на берег. В 00-14ч отряд Жидко атаковал немецкие БДБ и ТКА, но перестрелка закончилась безрезультатно. В 00-35ч на Эльтигенский рейд подошёл отряд Чеслера, где в 01-08 «СКА-081», прикрывая высадку, вступил в бой с 5 раумботами. После боя избитый «охотник», насчитывающий 29 надводных пробоин от снарядов и осколков, а также 69 пулевых пробоин, трёх погибших и 14 раненых членов экипажа, своим ходом дошёл до Кроткова.
Часть катеров не разгрузилась, на Эльтигенском берегу после высадки десантников остался на берегу «ДДБ-1». В 03-15ч Бондаренко повторно вышел во второй рейс из Кроткова на «СКА-0122» с КАТЩ и «ДБ-7». Около 4 часов ночи СКА погиб в бою, из команды и 70 человек, принятых на отходе от Эльтигена с тендера № 55 не спасся никто.
В какой-то момент к Эльтигену смог проскочить «ДБ-7». Он доставил на плацдарм 20 человек, 2 миномёта и 2,5 тонны боеприпасов, но был разбит артогнём на берегу. При разгрузке в Эльтигене повреждены осколками и выброшены на берег гребные баркасы №№ 3, 5 и 7. При этом пропали без вести старшина рулевых ст. 1-й ст. И. П. Егоров, командир отделения рулевых краснофлотец В. Ф. Хорошильцев, строевой краснофлотец В. П. Разувайкин.
В ночь на 9 ноября – снова выход двух отрядов катеров к Эльтигену. Снова стычки с БДБ в сплошной пелене тумана, новые потери… В выходах катеров к Эльтигену 9 и 10 ноября принял участие «ДБ-1». После сильнейших боёв в проливе к плацдарму прорваться не удалось. Из-за начинающегося шторма при возвращении у Кроткова выбросило на мель в ночь на 11 ноября «ДБ-1», впоследствии затонувший.
Утро 11 ноября застало 3-ю группу высадки в плачевном состоянии, в строю остались лишь два боевых катера – «ТКА-104», прибывший в Тамань днём 10 ноября и повреждённый «СКА-098». Попытки регулярного снабжения Эльтигена по морю больше не предпринимались. Совершались только отдельные выходы для доставки самого необходимого и параллельно шла череда попыток снять блокаду разными способами.
В ночь на 12 ноября и утром этого же дня к Эльтигену выходили наскоро залатанные 4 БКА 1-го дивизиона бронекатеров. Под огнём они прорвались к плацдарму, благополучно разгрузились и вернулись обратно в Кротков, правда утренний выход был менее удачным и под огнём к берегу смог прорваться только один «БКА-134».