Политолог Александр Роджерс рассказал о том, какие экономические меры Россия может принять в ответ на американские и европейские санкции и чем это чревато для Запада в финансовом отношении.
Для начала стоит понять, что европейские чиновники по сути несамостоятельны в принятии решений, так как они фактически поддерживают претензии американских коллег и Торговой палаты США. В свою очередь последняя поддерживает действия Вашингтона по отношению к России в виде санкций, однако открыто говорит об ущербе в первую очередь для американских рабочих, которые не смогут найти альтернативу российского импортозамещения. Значит, санкции никому не выгодны и пока остаются только пустой угрозой.
Кроме того, нельзя забывать про «зеркальное реагирование» и встречные иски. Россия может посчитать, в каком количестве тендеров европейские и американские партнеры не дали поучаствовать российским с 2014 года. При этом, совсем не важно, собиралась ли российская сторона принимать участие в этих тендерах или нет, потери могут быть потенциальными, а риски — вполне реальными. Стоит также отметить, что неоспоримый факт заключается в прямом противоречии правилам ВТО при введении тех или иных экономических санкций в одностороннем порядке.
Крайние меры — эскалация торговой войны и морское пиратство. Если Запад все же решит конфисковать российское имущество за границей, то это поставит под угрозу сложившуюся систему мировой торговли. То есть, на гражданские судна вопреки запретам будут устанавливать вооружение в целях самозащиты от пиратства — конфискации. В современном мире произвести перекрытие торговых людей значит действительно спровоцировать боевые действия, так как в любом случае суднам необходимо проходить по этим путям, а как это будет сделано совершенно другой вопрос.
Наконец, финансовое воздействие на ЕС и США будет куда более сильное, чем на Россию. Не так давно американские экономисты для решения долгового кризиса предлагали напевать «некую монету» номиналом в триллион долларов, которая должна стать обеспечением для увеличения государственного долга США. В принципе, Центральный Банк России может сделать аналогичные меры — напечатать монету, скажем, в 290 миллиардов и отдать в счет долгов Европейскому союзу. В итоге, Евросоюз будет обязан принять эти деньги, так как это обычные экономические правила, которые перекроят всю мировую экономическую модель.