Найти тему
Историк на диване

Бойня у Вундед Ни. Как американские солдаты "умиротворили" последних непокорных индейцев

29 декабря 1890 года прошло последнее крупное боестолкновение знаменитых "Индейских войн", сражение у ручья Вундед Ни (по английски Wounded Knee, то есть раненое колено), в ходе которых коренное население территорий, вошедших в состав Соединенных штатов Америки было окончательно "пасифицировано" . То есть наиболее активные индейцы, пытавшиеся иногда с оружием в руках отстоять свою свободу, были попросту перебиты. Иногда - вместе со всеми своими семьями. А остальные отправлены в резервации (то есть в малопригодные для проживания области, куда, как говорится, Макар телят не гонял). "Бойня у Вундед Ни" (так часто именуют это "сражение" в историографии) осталась в память как символ жестокости и бессмысленного убийства: в ходе карательной операции 7-го кавалерийского полка США и поддерживающих его артиллеристов около 300 индейцев из племени лакота (входящих в языковую группу сиа) - преимущественно женщин и детей - были безжалостно истреблены.

Парней из 7-го кавалерийского тоже можно понять. Солдаты пяти рот именно этого полка попали вместе с генералом Джорджем Кастором в засаду около реки Литтл Бигхорн летом 1876 года и были поголовно перебиты индейцами. Многие из них были из того же племени лакота . Да и время было тревожное. Колонисты все активнее осваивали земли, где традиционно жили, как сейчас их толерантно принято называть, коренные американцы. Помимо того, что истреблялись стада бизонов (об этом, например, можно прочитать в книге свидетеля тех событий Мато Нажина "Мой народ Сиу"), индейцев часто просто выкидывали с их земель, которые пускались под распашку. Тем это, понятное дело, не очень нравилось. И наиболее пассионарные из них отстаивали свое право жить на земле предков с оружием в руках. Собственно, в начале индейских войн им удалось сделать это. Однако американская армия спустя всего несколько лет обрушилась на "коренных американцев" с новой силой. Посланные разоружить индейские поселений кавалеристы наткнулись на крупный лагерь около ручья Вундед Ни (сегодня - штат Южная Дакота). Неизвестно до сих пор, кто сделал первый выстрел - предполагают даже, что он мог произойти случайно, когда один из кавалеристов отбирал у индейца ружье, которое необходимо ему было для добычи пропитания. Зато прекрасно известен результат - по официальным данным около сотни, а по неофициальным - более трех сотен убитых мужчин, женщин и детей, павших от пуль и картечи на мерзлую покрытую снегом землю. А потом еще и от сабель, поскольку кавалеристы некоторое время преследовали бегущих в ужасе людей. Генерал Кастор, конечно, был отомщен . Собственно вторая "часть" индейских войн часто и велась под "знаменем" мести за прославленного кавалериста, и немало индейских скальпов было снято американскими трапперами с коренных американцев со словами: "Это вам за генерала Кастора и парней из 7-го кавалерийского". По итогам "бойни" было проведено формальное расследование, командующий 7-м кавалерийским полком Джеймс Форсайт был временно отстранен от командования. Однако впоследствии восстановлен в должности и даже получил генеральские погоны.

Подборку уникальных фотографий индейцев конца XIX - начала XX века можно по этой гиперссылке.

Картина 1891 года художника Фредерика Ремингтона "Начало сражения у Вундед Ни". Источник: Библиотека Конгресса США
Картина 1891 года художника Фредерика Ремингтона "Начало сражения у Вундед Ни". Источник: Библиотека Конгресса США

Вильям Колмэн в своей книге "Голоса Вундед Ни" цитирует участника тех событий (а также, кстати, битвы при Литтл Бигхорн) капитана Эдварда Годфри:

Я знаю, что солдаты не целились и были очень возбуждены. Я не верю, что они видели в кого стреляли. Они стреляли очень быстро, и, кажется, через несколько секунд перед нами не осталось ничего живого; воины, женщины, дети, лошади и собаки пали под неприцельным огнём.

В то же время рядовой того же полка, Хью МакГиннис, написавший книгу "Я участвовал в бойне у Вундед Ни" говорит, что стрельба по женщинам и детям была прицельной. Вот цитата из его труда (кстати, рядовой МакГиннис получил у Вундед Ни два ранения от "дружеского огня"):

Невероятно, но окружающие солдаты открыли бешеный перекрёстный огонь по смешавшейся массе людей, и по индейцам и по нам, в то время как первый же залп пушек срезал множество женщин и детей, которые наблюдали происходящее со стороны... Генерал Нельсон Майлз, который посетил место бойни после трёхдневной снежной бури, насчитал примерно 300 покрытых снегом тел в окрестностях, в том числе на значительном удалении. Он с ужасом убедился, что беззащитных детей и женщин с грудными младенцами на руках солдаты преследовали и безжалостно убивали на расстоянии до двух миль от места перестрелки.

Интересно, почему в России занимаются реконструкцией Гражданской войны в США (1861 - 1865 гг)? Я постарался ответить на этот вопрос в статье на канале "Историк на диване", доступной по этой гиперссылке.

1891 год. Вождь племени Брюле-Лакота Два Удара со своими людьми в индейской резервации Пайн Ридж. Фото из Библиотеки Конгресса США
1891 год. Вождь племени Брюле-Лакота Два Удара со своими людьми в индейской резервации Пайн Ридж. Фото из Библиотеки Конгресса США

В официальной американской историографии "Бойня у Вундед Ни" до сих пор значится как "сражение". Однако сами индейцы считают иначе и уже не один десяток лет призывают власти хотя бы "отозвать" два десятка медалей почета, полученных солдатами и офицерами за этот сомнительный "подвиг". Сейчас поселок Вундед Ни располагается на территории резервации Лакота Пайн Ридж (Сосновая гряда). Кстати, еще в 1980-х годах американские власти признали вину в захвате земель племени и присудили им компенсацию в несколько сотен миллионов долларов. Однако Лакота отказались: они до сих пор требуют возврата всех захваченных у них земель. Естественно, тщетно. Ведь демократию проще нести куда-нибудь в пустыни Ирака и горы Афганистана. А "коренные американцы" и так перебьются в своих резервациях. Собственно, автор знаменитой книги "Страна Оз", журналист Лаймен Фрэнк Баум четко выразил позицию американской общественности по этому вопросу в одной из своих статей:

...Наша безопасность требует полного уничтожения индейцев. Притесняя их в течение веков, нам следует, чтобы защитить нашу цивилизацию, ещё раз их притеснить и стереть, наконец, этих диких и неприручаемых тварей с лица земли. В этом залог будущей безопасности наших поселенцев и солдат, которые оказались под некомпетентным командованием. Иначе в будущем нас ожидают проблемы с краснокожими, ничуть не меньшие, чем в прошлые годы.

Методы с тех пор изменились - все-таки не XIX век на дворе. А вот цели - ничуть. Ведь у американской "демократии" все равны. Но некоторые - "равнее" остальных.

Куда катится Америка сегодня и почему движение Black Lives Matter стало симптомом глубочайшего кризиса американской цивилизации, можно почитать в статье, доступной по этой гиперссылке.

Если вам понравился канал и статьи - подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте (все это способствует развитию и продвижению канала), предлагайте темы для новых исторических изысканий. Вместе с вами мы постараемся раскопать новые необычные факты и свидетельства древних эпох во славу Ее Величества Истории. Если вас интересует какая-то тема - пишите в комментариях.

Автор: Алексей Зернаков

Иллюстрации: Библиотека Конгресса США