Найти тему
Okko

Итоги 2021 года в 10 номинациях

Оглавление

Кинокритики Анастасия Сенченко и Ксения Ильина в оригинальной и субъективной форме рассказывают об основных событиях уходящего года. Каким мы его запомним? Что войдет в историю? Что он нам принес? Пережило ли кино в целом пандемию? Каким оно будет завтра?

18+

Жанр года: Фантастика

Кадр из фильма «Дюна», реж. Дени Вильнев
Кадр из фильма «Дюна», реж. Дени Вильнев

Последние пару лет единогласно были признаны периодом ренессанса фильмов ужасов: итоговые списки лучших фильмов пополняли «Солнцестояние», «Реинкарнация», «Прочь», «Ведьма», «Сырое» и многие другие. Ари Астер обнаружил в хорроре богатый потенциал для рефлексии о внутренних демонах, терзающих современного человека, Роберт Эггерс — безграничное пространство для формальных поисков и обновления языка, Джордан Пил — наиболее выразительную форму для социального высказывания. В этом году стало очевидно, что общая тенденция в направлении прочь от реальности только усиливается. Хоррор все чаще уступает место сказке. Каракс и Спилберг снимают мюзиклы, Чжао и Снайдер — супергеройский масштабный апокалипсис. Самый ожидаемый блокбастер года «Дюна» и детский хит этого года «Райя и последний дракон» — сказки о новом поколении, которое должно собрать заново распадающийся на куски мир. Маньеристский «Французский вестник», эскапистский «Круиз по джунглям» или задорный «Главный герой» — в списке зрительских хитов этого года ни одного фильма, основанного на реальных событиях, не считая «Последнюю дуэль» Ридли Скотта.

Присутствие года: Российское кино на фестивалях

Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал», реж. Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал», реж. Наташа Меркулова, Алексей Чупов

Пора громогласно заявить: российское кино переживает очередной расцвет, впервые с 1990-х. Этот факт не обошли вниманием и мировые фестивальные отборщики, которые щедро включали российские фильмы в свои программы в 2021 году. Несмотря на все еще непростые пандемийные времена, русское кино дало жару в этом фестивальном сезоне. Хронологически это шествие выглядело следующим образом.

В январе на фестивале в Роттердаме показали «Северный ветер» Ренаты Литвиновой — волшебную сказку о матриархате. Затем Каннский кинофестиваль взорвался присутствием целых трех российских картин: «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова по роману Алексея Сальникова, «Дела» Алексея Германа-младшего, и конечно, «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Последняя картина победила в программе «Особый взгляд». Можно даже сказать, что фильмов было четыре — ведь финское «Купе номер 6» было снято в России, с российскими актерами и при участии российской кинокомпании «СТВ». На фестивале в Локарно зрители смотрели «Герду» Натальи Кудряшовой, получившей признание Гаспара Ноэ, «Ивана Денисовича» Глеба Панфилова по тексту Солженицына и «Медею» Александра Зельдовича — все картины уехали домой с призами. Практически под занавес фестивального сезона в Венеции показали фильмы «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, «Мама, я дома» Владимира Битокова и «Обходные пути» Екатерины Селенкиной. А на фестивале в Сан-Себастьяне награду получила Лена Ланских за надрывный и беззащитный дебютный фильм «Ничья». Российское кино, мы всегда в тебя верили, даже в твои трудные времена.

Лауреатка года: Дюкорно и новый боди-хоррор

Кадр из фильма «Титан», реж. Жюлия Дюкорно
Кадр из фильма «Титан», реж. Жюлия Дюкорно

В этому году Джулия Дюкорно со своим вторым фильмом покорила Канны и стремительно ворвалась в первый дивизион фестивальных любимцев. Подобный эффект больше 20 лет назад произвела «Матрица». В 1999-м Вачовски заставили всех пристальнее всмотреться в окружающую реальность и разглядеть в ней явные цифровые помехи, в 2021-м «Титан» Дюкорно обозначил новую эру в отношениях с машинами. После всех «Терминаторов» и «Из машины» французская режиссерка попросту упразднила вопрос, что считать человеческим, а что нет, и пустила машинное масло по венам своей героини. Великое слияние, предвестником которого был «Бегущий по лезвию 2049» произошло не в фантастическом будущем а в неопределенном настоящем.

«Титан» тематически во многом является наследником боди-хорроров канадского классика Дэвида Кроненберга. На экране вновь, после «Автокатастрофы» и «Экзистенции», слияние человеческого тела и механизма чувственное, почти физически непереносимое, как муки любого рождения новой жизни. В каждом кадре холод металла в теплом человеческом нутре, который из-за разницы фактур выглядит чужеродным. Но что еще примечательнее — в отличие от Кроненберга, для которого вторжение чужеродного элемента в тело, его некотролируемое преображение и деформация были материалом для хоррора, у Дюкорно самые непереносимые сцены связаны с насилием не фантастическим, а вполне реальным (достаточно вспомнить сцену, в которой героиня насильно преображает себя в пропавшего без вести юношу).

Процесс года: Цензура в российских сериалах и кинотеатральных релизах

Кадр из фильма «Искушение», реж. Пол Верховен
Кадр из фильма «Искушение», реж. Пол Верховен

Российские власти продолжают закручивать гайки. Прокатное удостоверение не получает скандальный фильм культового режиссера Пола Верховена «Искушение» о жизни средневековой монахини-лесбиянки, вошедший в основной конкурс Каннского кинофестиваля. С большими трудностями на российские экраны выходит отцензурированная картина «Неудачный трах, или безумное порно» румына Раду Жуде, победитель берлинского кинофестиваля, в российском прокате скромно переименованный в «Безумное кино для взрослых». Согласно его сюжету, работа учительницы истории оказывается под угрозой после того, как в интернет сливают интимное видео с ее участием. Андрей Звягинцев, самый известный за рубежом современный российский режиссер, рассказывает журналистам о том, что от его фильма о богатом бизнесмене, живущем у Средиземного моря, отказались продюсеры.

А на BBC выходит грандиозный материал Олеси Герасименко о том, что на самом деле происходит в российской сериальной и киноиндустрии, и как там все чаще становятся неугодными — как люди, так и темы. Из него мы узнали, что существуют вполне реальные списки с непрозрачными запретами, а таких звездных молодых актрис, как Александра Бортич или Варвара Шмыкова, попросту снимают с проектов за публичное обозначение своей гражданской позиции.

Еще один процесс года : Йоханссон против Disney

Кадр из фильма «Черная вдова», реж. Кейт Шортланд
Кадр из фильма «Черная вдова», реж. Кейт Шортланд

В конце июля этого года Скарлетт Йоханссон подала в суд на Disney из-за релиза «Черной вдовы» в премиальной подписке Disney+. Контракт Йоханссон на съемки в фильме предусматривал вознаграждение в зависимости от кассовых сборов в кинотеатрах и не предусматривал прибыли от покупок блокбастера подписчиками стриминга. Представители актрисы сначала пытались обсудить новые условия и доработку контракта, однако ни Marvel, ни Disney не откликнулись, в итоге дело стало публичным. Вслед за Йохансон о недополученной из-за гибридного проката прибыли заявила Эмма Стоун — исполнительница главной роли в фильме «Круэлла», который также стартовал онлайн одновременно с кинотеатрами.

Спустя не один десяток язвительных заявлений в сторону Йоханссон, которая якобы не хочет принимать во внимание катастрофические последствия глобальной пандемии, после первого судебного заседания студия все-таки пошла на попятную и выплатила актрисе компенсацию, сумма которой не разглашается. Гонорар Эммы Стоун также был пересмотрен. Теперь в Disney намерены изменить типовые контракты с актерами, сделав упор на стриминговые сервисы. К слову, стоит отметить, что у Warner Bros. все договоры со звездами были перезаключены, как только студия приняла решение выпускать фильмы одновременно в кино и на сервисе HBO Max. А публичная ссора и последующее примирение Йоханссон и Disney стала финальным аккордом, свидетельством, что киноиндустрия окончательно перешла к новым способам трансляции контента.

Разменная монета года: Ностальгия

Внимание! В этом пункте содержатся спойлеры на фильм «Человек-паук: Нет пути домой» и сериал «И просто так». Если вы их еще не видели, но собираетесь посмотреть — смело переходите к следующему пункту.

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение», реж. Лана Вачовски
Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение», реж. Лана Вачовски

Триумфом ностальгии и тоски по уютному и знакомому традиционно стал Новый год, потому что подводить итоги и оглядываться в прошлое — неизменная часть его традиций. И именно на стыке двух лет едва живые после ковидного безумия кинотеатры засветились, как детская карусель: «Вестсайдская история», новая «Матрица» и, конечно же, рождественские встречи с Питером Паркером. В последнем фильме Человек-паук благодаря чародею доктору Стрэнджу встречает Пауков из других киновселенных, а зритель глядя на постаревших Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда вдруг видит что «сотни лет все в жизни возвращается на круги своя». Разорвав ткань кинематографической реальности, создатели еще ближе связали ее в нашей. «Друзья» и «Пауки» не живут в вечности, а стареют и тоскуют по прошедшему вместе с нами. Три подруги в «И просто так» продолжают носить наряды, в которых были счастливы двадцать лет назад, и время никого не пощадило. Мистер Биг умер, но хорошо, что Маколей Калкин еще держится. А ведь 1 января нас ждет встреча с Гарри, Роном и Гермионой. Уже давно не дети, они вернутся в Хогвартс, чтобы умилостивить поклонников во всем мире.

Актеры года: Адам Драйвер и Юра Борисов

Кадр из фильма «Купе номер 6», реж. Юхо Куосманен
Кадр из фильма «Купе номер 6», реж. Юхо Куосманен

Вы точно смотрели в этом году хотя бы один фильм с этими актерами. Адам Драйвер — Кайло Рен из «Звездных войн» и водитель автобуса из «Патерсона» — в этом году появился в мрачном мюзикле «Аннетт» Леоса Каракса и сразу в двух фильмах сэра Ридли Скотта: в средневековой «Последней дуэли» и в роскошном «Доме Gucci». Драйвер, этот неконвенциональный красавец с томным взглядом, очень трепетно подходит к выбору проектов, в которых он принимает участие, поэтому его фильмография выглядит практически идеальной. Он умеет перевоплощаться как в интеллектуалов, так и в отъявленных злодеев, причем последние благодаря странному обаянию актера приобретают новые черты. Несмотря на то, что сейчас Драйвер, очевидно, находится на пике своей популярности, он не отказывается и от камерных проектов, потому что в первую очередь ищет в кино что-то близкое для себя.

Наш ответ Драйверу — это рубаха-парень Юра Борисов. После большой роли в «Быке» Бориса Акопова актера завалили рабочими предложениями. Промежуточный итог: в 2021 году на двух престижнейших фестивалях мира, Каннском и Венецианском, было показано аж четыре фильма с Борисовым: это «Петровы в гриппе», «Купе номер 6», «Капитан Волконогов бежал» и «Мама, я дома». А еще не забудем про «Герду» Натальи Кудряшовой (конкурс фестиваля в Локарно) и «Подельников» Евгения Григорьева (конкурс «Кинотавра»). В этом году Борисов стрелял без промахов, поражая всех своей разноплановостью. Обаяние простого русского парня из Реутова продолжает действовать на режиссеров и зрителей — теперь уже и в мировом масштабе.

Феномен года: Гибриды

С течением пандемии наша реальность стала двоиться: мы вроде бы ушли обратно в офисы, но в то же время часть из нас осталась на удаленке. Мы стали выходить в мир, но тем не менее голос разума говорит о том, что это все еще не безопасно. Так и кино как будто почувствовало эту тенденцию: после Берлинского кинофестиваля, прошедшего онлайн в феврале и офлайн в июне организаторы крупных событий все еще не определились, чего они хотят, вернуться в спорный офлайн или выстраивать из виртульного общения большие события. Ведь дело не только в желании — жесткие условия диктует пандемия и руководства стран. Канны прошли в обычном режиме, таким же был и фестиваль в Венеции. Но вот снова Роттердамский кинофестиваль в будущем 2022 году объявляет о том, что онлайн — это единственно возможная мера.

Кадр из фильма «Душа», реж. Пит Доктер, Кемп Пауэрс
Кадр из фильма «Душа», реж. Пит Доктер, Кемп Пауэрс

В Каннах побеждает «Титан» Джулии Дюкорно, фильм о слиянии человека и машины, приз за оригинальность в «Особом взгляде» получает «Агнец» Вальдимара Йоханнссона о маленьком создании, получеловеке-полуовце, о котором заботится одинокая пара фермеров. Громкие проекты больше не выходят в «настоящий» прокат — как это случилось, например, в США с мультфильмом Pixar «Душа», или выходят в кино и на онлайн-платформах параллельно, как это сделали со многими своими релизами Warner Bros. с HBO Max и Disney на собственном стриминге. В России Оkkо одновременно (или чуть раньше) с Первым каналом выпускает сериалы «Собор» и «Мосгаз» — ведь аудитории теперь хватит на всех. Похоже, нам рано или поздно предстоит полностью принять эту амбивалентную реальность.

Рождественский фильм года: «Человек-паук: Нет пути домой»

-9

Marvel уже давно доказали, что могут сплотить большое количество людей на экране и огромное за его пределами. А что еще нужно для хорошего фильма на праздники? В предновогоднем релизе «Человек-паук: Нет пути домой» создатели, как и герои ради чуда самоотверженно жертвуют здравым смыслом. И неудивительно, что чудо в итоге происходит — во времена пандемии зрители вернулись в кинотеатры, чтобы вновь пережить взросление Питера Паркера и разделить с ним горечь его потерь. По итогам первого уик-энда у фильма 3-й лучший старт за всю историю кино. На сеансах зрители словно на новогоднем утреннике то и дело аплодируют от восторга — это ли не праздник, которого мы заслужили. Злодеи амнистированы, все грехи отпущены, Нью-Йорк засыпает белый снежок и толпы счастливых горожан.

Новый «Человек-паук», как и многие другие хиты уходящего года, монетизирует ностальгию — напоминает, что большинство из нас пережили взросление как минимум трех Питеров Паркеров на большом экране. Вечно юный супергерой-подросток в каждом своем новом воплощении тяжело расплачивался за свои ошибки, будто бы чувство вины — обязательный атрибут взросления. Но в отличие от своих предшественников, этот Питер Паркер, воскресший из небытия после войны с Таносом, пока еще верит, что все на свете можно исправить, а это самый новогодний мотив из всех возможных.

Разочарование года: «Море волнуется раз» Николая Хомерики

Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики
Кадр из фильма «Море волнуется раз», реж. Николай Хомерики

Николай Хомерики — один из «новых тихих», течения в российском кино, которое появилось в начале нулевых и объединило разных режиссеров, снимавших на схожие темы: экзистенциальный кризис, разочарование в близких и окружающей действительности, неспособность вписаться в насаждаемое сверху русло. Хомерики был среди этих режиссеров, а его фильмы «977» и «Сказка про темноту» говорили ровно о том, что волновало его единомышленников. Сильнее всего в этих лентах ощущалось бессилие что-либо поменять. Потом Хомерики ушел в «большое» кино с большими деньгами, снял «Ледокол» и «Девятую», а в этом году довольно неожиданно победил на «Кинотавре» с камерной картиной «Море волнуется раз». Критики да и зрители со стороны прочили победу историческому триллеру «Капитан Волконогов бежал», но жюри во главе с Чулпан Хаматовой решило иначе. Но ощущение безвременья, простительное в нулевые, полная растерянность и неспособность рефлексировать происходящее не может быть простительна в 2021 году.

«Море волнуется раз» — это притча о Мальчике и Девочке, сбежавших жить в лес и встретивших версии себя в зрелом возрасте. Возвращения Хомерики ждали, но эта его картина, увы, оказалась совершенно безликой, лишенной голоса, и многие в контексте награждения фильма на главном российском кинофестивале поговаривали о конформизме. Хотя именно «Море волнуется раз» подарило нам первую большую роль многообещающей молодой актрисы Ольги Бодровой (дочери Сергея Бодрова-младшего). Но в остальном, признаться, так оно и есть — в современном мире автору попросту странно так утрированно делать вид, что его совершенно не интересует происходящее вокруг, что он это происходящее давно понял и успешно успел позабыть.