Найти тему
Редкое кино

"Баба Яга" (1973): старый зарубежный фильм с героиней Бабой Ягой, которая почти не имеет ничего общего с русскими сказками

Вот так выглядит Баба Яга из одноимённого фильма 1973 года
Вот так выглядит Баба Яга из одноимённого фильма 1973 года

Когда я узнала о существовании иностранного фильма "Баба Яга" ("Baba Yaga", 1973, режиссёр Коррадо Фарина), то улыбнулась и решила его посмотреть из любопытства. А сейчас спешу поделиться впечатлениями. Сразу уточню: это не фильм для детей, а страшная сказка для взрослой аудитории!

Жанр: ужасы

Год: 1973

Страна: Италия, Франция

Что мне понравилось: Визуальная сторона. Было непривычно увидеть такую Бабу Ягу.

Что не понравилось: Фильму не хватает оригинальности, многовато киноштампов.

Подробнее о фильме и впечатлениях: Фотограф Валентина возвращается домой поздно ночью, замечает бездомного щенка и останавливается, чтобы погладить его. В этот момент появляется чёрная машина и чуть не сбивает щенка. Валентина успевает схватить щенка, но теряет равновесие и падает сама.

Валентина (кадр из фильма "Баба Яга")
Валентина (кадр из фильма "Баба Яга")

Из остановившейся машины выходит немолодая таинственная незнакомка в чёрном, которая представляется ... Бабой Ягой. С героиней русских сказок она внешне не имеет ничего общего, это стильная дама в возрасте, которая будет в чёрной одежде во всех эпизодах фильма. Женщина извиняется за инцидент и настойчиво предлагает подвезти Валентину домой в качестве компенсации, а также приглашает в гости. Она откуда-то знает, где девушка живёт, что удивляет Валентину, и говорит ещё несколько загадочных фраз. Не спрашивая разрешения, Баба Яга отцепляет одно из креплений для чулок, которые были на Валентине (у девушки пояс для чулок с подвязками под юбкой). Это выглядит так, словно Баба Яга лесбиянка, и это намёк. Женщина обещает отдать вещь на следующий день и сдерживает обещание. Когда она приходит к Валентине и отдаёт ей крепление, то берёт в руки фотоаппарат девушки. Девушка всё-таки отправляется к Бабе Яге в гости (та оставила адрес), её дом оказывается старинным особняком. Хозяйка дома предлагает Валентине пофотографировать украшения и старые вещи. Но во время нахождения в гостях на девушку находит сонное состояние, и она засыпает. Баба Яга будит гостью, провожает и дарит куклу Анетту в садомазохистском наряде, которая, с её слов, при необходимости сможет защитить Валентину.

Баба Яга трогает камеру Валентины (Кадр из фильма "Баба Яга", 1973)
Баба Яга трогает камеру Валентины (Кадр из фильма "Баба Яга", 1973)

После этого двое человек, которых фотографирует Валентина, падают и плохо себя чувствует. Девушка сразу начинает подозревать Бабу Ягу и хочет сфотографировать ещё одну клиентку другим фотоаппаратом, чтобы избежать опасности. Но в доме во время фотосессии внезапно выключается электричество. Когда свет снова включают, то клиентка жалуется, что кто-то её уколол булавкой, а Валентина замечает, что булавка, которая была волосах куклы Анетты, лежит на полу, а вторая фотокамера включена. Когда Валентина проявляет фотографии, то на них оказывается невероятное — ожившая кукла в образе девушки обычного роста втыкает булавку в ногу клиентки. Вскоре Валентина узнает о смерти клиентки! Потом кукла оживает уже при главной героине, забирает камеру и уходит к своей хозяйке Бабе Яге. Теперь у девушки есть только один способ вернуть камеру — снова прийти к ней лично.

Арно берёт на руки клиентку Валентины, который стало плохо после снимка, сделанного заколдованной фотокамерой, слева - растерянная Валентина
Арно берёт на руки клиентку Валентины, который стало плохо после снимка, сделанного заколдованной фотокамерой, слева - растерянная Валентина

У Валентины есть парень Арно (тоже творческий человек, кинорежиссёр), который сначала считает её рассказы разыгравшейся фантазией ("Сказок не существует!"), но потом настораживается и идёт её спасать... Но успеет ли?

В фильме часто показываются сновидения героини (после знакомства с Бабой Ягой на ночной улице Валентину начинают мучить кошмары). В некоторых сценах сновидения и реальность показаны в такой манере, что нужно приложить усилия, чтобы разобраться, где что. А конец вообще не поддаётся логическому объяснению.

Как я писала выше, главное достоинство этого фильма - визуальная сторона. Если бы меня попросили подобрать прилагательные, описывающие этот фильм, то первым бы шло слово "стильный":

  • Все главные герои (преимущественно героини) стильно выглядят, и на них приятно смотреть.
  • Я обратила внимание на продуманность отдельных моментов с целью сделать эти сцены максимально яркими и эффектными.
  • Стильные вступительные титры со страницами чёрно-белого комикса, по мотивам которого снят фильм, и красным текстом.
  • В некоторых кадрах используется такой приём: лица людей превращаются в рисунки, но не в кадры из комикса, а в что-то типа рисунков черным карандашом или углём с полутонами.
  • Дом Валентины, который одновременно является её студией (она фотографирует в том числе и на дому) интересен в плане интерьеров и вещей. Старинный особняк Бабы Яги тоже запоминается своими интерьерами.
  • По сюжету фильма Валентина снимает клиентов, поэтому можно увидеть людей в разных образах (например, индианка, Нефертити, шериф).
  • У Валентины необычный телефон (стационарный, это же 70-е годы) в прозрачном корпусе, в котором видны все детали и провода.
Тот самый прозрачный телефон (кадр из фильма "Баба Яга", 1973)
Тот самый прозрачный телефон (кадр из фильма "Баба Яга", 1973)

Строго говоря, фильм не является ужастиком в классическом понимании, в нём нет акцента на демонстрацию ужасов, крови и щекотание нервов зрителя. Саундтрек приятный, но не запоминающийся.

Темы лесбиянок и садомазохизма тоже не являются главенствующими, в контексте данного фильма это вещи, которые свойственны плохим героиням, а к хорошим приходят в виде искушения и снов.

Небольшой минус этого фильма в том, что его оригинальность близка к нулю. В нём используются проверенные временем киноштампы: злодейки носят чёрное и живут в старинных особняках, в напряженный момент непременно должна начаться гроза, куклы оживают.

Также, на мой вкус, актриса в роли оживающей куклы Анетты симпатична, но не слишком выразительно играет.

Фильм на любителя. Он либо понравится в первые полчаса, а если не понравился — то значит, фильм не «ваш», и его можно смело выключать. Мне показалось, отношение к фильму будет зависеть от того, насколько взгляды режиссёра на эстетику сходны со взглядами зрителя.

Клиентка Валентины во время фотосессии в образе Нефертити (кадр из фильма)
Клиентка Валентины во время фотосессии в образе Нефертити (кадр из фильма)

Примечания:

  1. Я написала в заголовке, что Баба Яга из фильма почти не имеет ничего общего с русскими сказками. Я не стала писать "вообще не имеет", потому что героиня фильма всё-таки немолода, а не ровесница Валентины, и потому что она является колдуньей, как и сказочная Баба Яга.
  2. В фильме иногда присутствуют разговоры на политические темы и небольшая демонстрация (несколько хиппи с плакатами, но в устном переводе присутствует текст только одного плаката).
  3. В "Бабе Яге" есть один не совсем понятный с точки зрения логики момент: почему Валентина пошла домой к Бабе Яге забирать заколдованную камеру, приводившую к болезни и смерти людей? Сама она ей больше пользоваться больше не собиралась, а про её страх, вдруг Баба Яга сама станет фотографировать ей людей, убивая их этим, ничего не сказано. Расколдовать камеру Валентина тоже не просит. Тогда в чём смысл, не проще ли было вообще "забить" на эту камеру и не подвергать свою жизнь опасности, ведь у неё есть ещё один фотоаппарат.
  4. В фильме есть небольшая "дыра"в сюжете. Из-за колдовства Бабы Яги пострадали две клиентки Валентины: девушке по имени Тони стало плохо после первого же кадра, и ей вызвали такси, а Ромину поранила заколдованной булавкой ожившая кукла. Когда Валентина и Арно сидят дома и обсуждают происходящее, то Арно звонит только Ромине и узнаёт, что она скончалась. Но почему-то ему не приходит в голову спросить у Валентины телефон Тони, чтобы позвонить и поинтересоваться её здоровьем, хотя он в курсе этой истории (Арно был дома у Валентины в день фотосессии и поднял с пола Тони, которой стало плохо). То есть непонятно, выжила Тони или нет.

Оценка: 8 из 10.

Та самая кукла Анетта (кадр из фильма "Баба Яга", 1973)
Та самая кукла Анетта (кадр из фильма "Баба Яга", 1973)

Подписывайтесь — на моём канале новые статьи о фильмах появляются почти каждый день! Заранее спасибо!

#кино #ужасы #фильмы 70-х