Большинство из нас играет в игры не для того, чтобы читать, хотя в некоторых (например, во многих CRPG или глобальных стратегиях) без этого не обойтись. Пример - тому визуальные новеллы (иногда называются визуальными романами), подвид текстовых квестов, в которых пользователям демонстрируются изображения (иногда - легко анимированные) с музыкальным сопровождением.
Не все считают их полноценными играми из-за низкой интерактивности: часто участие игрока сводится к выбору реплик в диалогах с героями или действий (пойти туда, открыть ту дверь и т.д.), а в поджанре kinetic novel пользователь вообще не может влиять на сюжет. При этом многие разработчики добавляют механики, делающие новеллы более “живыми” и динамичными - мини-игры, элементы adventure, стратегии и т.д.
Жанр возник и очень популярен в Японии, поэтому львиная доля визуальных новелл создана в этой стране и выполнена в аниме-стилистике. Вопреки стереотипам далеко не все они представляют собой симуляторы свиданий или их производные со “взрослым” контентом. Разработчики обращаются к фантастике, фэнтези, детективам и другим направлениям.
Во что поиграть?
Визуальных новелл очень много и мы не претендуем на то, чтобы охватить все их разнообразие в одной небольшой статье. Этот список - скорее starter pack, с которого можно начать знакомство с жанром. Здесь есть как популярные тайтлы, так и инди-проекты, не пользующиеся (или пока не пользующиеся) особой известностью; как “чистые” визуальные новеллы, так и игры с элементами других жанров.
Danganronpa
Известная японская франшиза, включающая в себя три основных игры (Trigger Happy, Goodbye Despair и Killing Harmony), семь спин-оффов, два аниме-сериала, более двадцати манга-серий и несколько ранобэ. Сюжет вертится вокруг закрытой школы Hope’s Peak Academy, ученики которой могут вернуться домой только одним способом - убить кого-то из товарищей по несчастью, при этом доказав свою невиновность на суде зловещего робота-медведя Monokuma (он же маскот всей серии).
Геймплей состоит из исследования локаций в поисках улик, общения с другими пленниками и собственно присутствия на судебных заседаниях. Может, кого-то Danganronpa и отпугнет своеобразным стилем, несколько “кислотной” палитрой и игровым процессом, но свою фан-базу франшиза уже завоевала.
Monster Prom
Симулятор свиданий, в котором игроку в роли монстра-старшеклассника нужно найти себе пару на выпускной (типичная для США ситуация, которую мы часто видим в фильмах и сериалах). В ход идут разговоры, подарки и мини-игры. Одиночные партии довольно короткие, но есть мультиплеер. Русский язык пока не поддерживается, так что понадобится знание английского.
У оригинальной игры есть DLC Second Term и продолжение Monster Prom 2: Monster Camp. Разработчики не только любят и развивают свое детище, но и делают это с юмором и стилем - например, недавно выпустили к игре аниме-опенинг.
For the People
На этот раз к визуальной новелле добавился политический симулятор. Действие разворачивается в тоталитарном Содружестве Народных Оранжевых Коммун, пришедшем на смену Корвинской империи и напоминающем социалистическую Англию. В Содружестве происходят политические изменения (некий Новый курс), а мы играем за только что назначенного главу городского комитета (фактически мэра) Железного-1 Фрэнсиса Ривера.
Дальше - привычная и ежедневная бюрократическая работа: разбор обращений граждан, просмотр досье должностных лиц, решение проблем города, знакомство со свежей прессой и общение с подчиненными. Параметра два: отношение города к партии и деньги в бюджете. Естественно, допускать их критического снижения нельзя.
Smol Birb
Коротенькая (на 30-40 минут), но милая история о Зяблике, обитателе уютного астероида от русскоязычного инди-коллектива sonmoss. Герой отправляется в путешествие за исчезающими звездами, встречает космического почтальона Плотву, огромного змея и участвует в баттле с золотой рыбкой Ханом. Найти игру можно на itchi.io
Игры или что-то другое?
Стоит ли считать визуальные новеллы полноценными играми или это скорее интерактивные истории? Это не столь принципиально. Главное, что этот вид развлечений имеет свою аудиторию, чувствует себя хорошо и точно не собирается на покой.
С точки зрения разработки визуальные новеллы могут выглядеть обманчиво простым вариантом. Конечно, сделать короткую игру можно достаточно быстро, но серьезный проект потребует серьезных для начинающего затрат: большое внимание придется уделить сценарию (тем более, если речь о нелинейном сюжете) и, конечно, созданию графических компонентов - персонажей, фонов и т.д.