Сегодня мир отмечает особый праздник — Международный день кино! В этот день многие кинотеатры приглашают зрителей на просмотр старых кинолент, чтобы продемонстрировать, насколько большой путь прошел кинематограф за последние годы.
Не все знают, но дата 28 декабря выбрана неслучайно. Дело в том, что именно в этот день в 1895 году в подвале «Гранд-кафе» в Париже состоялся первый платный киносеанс, на котором показали сразу десять фильмов! Разумеется, назвать эти ленты «фильмами» сложно. Это скорее короткие видеозаписи разных событий без особого сюжета и смысла. Но на тот момент это был колоссальный прорыв. Началась эпоха кино!
По случаю Международного дня кино мы решили составить ТОП-3 режиссеров и их фильмы, которые были на слуху в 2021 году, а также взглянуть на их авторские приемы и фишки, по которым с одного взгляда можно узнать того или иного творца.
3. Уэс Андерсон, «Французский вестник»
«Французский вестник» — собрание совершенно неожиданных и удивительных историй, опубликованных на страницах американского еженедельника, у которого выходит последний тираж. После смерти главреда журналисты решают собственными усилиями выпустить еще один номер журнала, и эта затея порой приводит к самым неожиданным и курьезным ситуациям.
Характерные черты кино Уэса Андерсона:
- Плоскостная симметричная композиция кадра. Зрителю кажется, что он смотрит на некий кукольный мир, в котором фон максимально статичен, а актеры немного напоминают марионеток.
- Игра с цветами. Андерсон часто экспериментирует с цветами и их сочетаниями. В его фильмах каждая сцена имеет свою цветовую гамму. Часто это коричневые, желтые и красные оттенки.
- Особое внимание к костюмам. Уэс Андерсон всегда говорит, что аудитория в любом случае связывает внешний вид персонажа с его характером. Поэтому в его фильмах почти невозможно встретить персонажа, который выглядит «обычно».
Кстати, недавно на ЛитРес вышла книга Мэтта Золлера Сайтца «The Wes Anderson Collection. Беседы с Уэсом Андерсоном о его фильмах. От “Бутылочной ракеты” до “Королевства полной луны”»
2. Ридли Скотт, «Последняя дуэль»
Ридли Скотт — весьма многогранный режиссер и любитель экспериментов. А вспоминая инцидент с Антоном Долиным, которого режиссер прямым текстом послал, можем сказать, что Скотт — еще и очень прямолинейный человек. Самой знаковой работой автора в 2021 году (да простит нас «Дом Gucci») стал исторический фильм «Последняя дуэль», где главные роли сыграли Мэтт Деймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Бен Аффлек и другие. В этот же год на ЛитРес вышла книга Эрика Джагера «Последняя дуэль. Правдивая история преступления, страсти и судебного поединка», описывающая те же события, но с еще большей достоверностью.
Характерные черты кино Ридли Скотта:
- Неповторимый визуальный стиль. Режиссер продолжает традиции немецкого экспрессионизма и нуара сороковых. Особенно ярко это прослеживается в более ранних работах, таких как «Чужой».
- Взрослые рейтинги со всеми вытекающими. Ридли Скотт — один из тех режиссеров, кто не стремится угодить всем и создать «правильный» фильм без насилия и жестокости. Его картины пусть и не шокируют зрителя, но на фоне большинства современных «вылизанных» работ как минимум удивляют.
- Эстетика кадра. Фильмы Ридли Скотта просто красивые, и точка! Их приятно смотреть, а многие кадры можно разбирать на детали и учиться правилам композиции.
1. Дени Вильнев, «Дюна»
В 2021 году экранизация книги Фрэнка Герберта «Дюна» под руководством режиссера Дени Вильнева стала одним из главных событий киноиндустрии. И хотя зрительские отзывы сильно разнятся, мы можем сказать объективно: новая «Дюна» — это пока что лучшая экранизация романа Герберта.
Характерные черты кино Дени Вильнева:
- Масштабность. Та же «Дюна» поражает масштабами буквально с первых кадров. Мир, исполинские строения, космические корабли, гигантские песчаные черви — все это создает очень правильную «дюновскую» атмосферу. Похожее мы видим и в других работах режиссера: «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049».
- Эксперименты с цветовой гаммой. Так, в фильме «Двойник» преобладают желтые, коричневые и зеленоватые тона. В «Убийце» — почти аналогично. «Дюна» же стала более контрастной. А «Бегущий по лезвию 2049» и вовсе превратился в настоящий калейдоскоп цветов и неоновых огней.
- Неспешность повествования и особое внимание к деталям. Дени Вильнев не спешит, и в этом его козырь. Он использует медленные панорамные съемки, планы с реакциями героев, съемки со спины, чтобы создать напряжение в кадре. А дополняя это игрой света и тени, спецэффектами и тщательно подобранными декорациями только усиливает нужный эффект.
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!