Святая вечеря есть Божественная пища, данная Господом для поддержания и подкрепления духовной жизни, подобно тому, как хлебом и вином подкрепляется и освежается жизнь телесная. Вот простое сообразное с писанием значение этого установления Спасителя. Теперь вопрос в том, кто может принимать участие в нем? Кто может возлежат за трапезой Господа? Его друзья или враги? Когда мы разделяем всех на друзей и врагов,— то поступаем совершенно справедливо, ибо в отношении человека ко Христу не может быть среднего: каждый должен принадлежать к той или другой партии. «Кто не со Мною, тот против Меня» говорит Спаситель (Матф. 12:30). Если мы не друзья Его,то значит враги. Кто же из этих двух классов может быть участником на Его трапезе? Думаю, что ответ ясен. Трапеза Господа принадлежит только друзьями Его. Но кто друзья Христа? Ни те ли, которые в мире занимают высокое положение? Нет! «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Господом» (Лук. 16:15). Может быть те, которые слушали Евангелие и признают его Божественной истиной? Нет, ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Ну так ни те ли, которые выдают себя за друзей Христа? Нет мнопе скажут в тот страшный день «мы ели и пили пред Тобой», но Господь ответит: «говорю вам не знаю вас, откуда вы: отойдите от меня, все делатели неправды!» (Лук. 13:26-27).
Кто же спросим еще раз, Его друзья? ответим: «все, кто не от мира, ибо и Сын Божий для того пришел на землю, чтобы чрез свое «послушаше до смерти» приобрести народ. Вследствие этого мы имеем на одной стороне мир, который лежит во зле, на другой же народ Божий. Теперь вопрос в том, чрез что мы соединяемся со Христом, не чрез покаяние ли и веру? Да, все, у которых это есть, тем самым уже отделяются от мира и делаются подданными Эммануила и в то же время друзьями его. Напротив те, кто не от Отца, те от мира (1 Иоанна 2:15-16). Кто хочет быть другом мира, тот враг Господа. (Иак. 4:4). Истину эту мы можем пояснить. Священное Писание говорит, что все люди по природе мертвы, в преступлениях и грехах и ходят во след мира. Далее оно говорит, что эти же мертвые: духовно спасаются Божественною благодарю и живут в Боге, во Христе Иисусе, Господе нашем, и идут в новую жизнь. И вот, как мертвому человеку — трупу, мы не можем предложить пищи, так равно и духовной пищи мы не можем предложить тем, которые мертвы во грехах и преступлениях. Так как они еще не имеют жизни от Бога, то им не может быть полезен «хлеб Божий». Как естественная пища принадлежит только живым, так и духовная предлагается в святой вечере только тем, которых Дух Божий сделал живыми, так что они «не по плоти ходят, а по духу» (Рим. 8:1-2). Все это приводить нас к тому выводу, что все, без исключения и ограничения, которые покаялись, уверовали и крестились, суть истинные участники в трапезе Христа — они только одни и никто другой. Только им, как детям Бога, возрожденным Духом, принадлежит хлеб Божий. Может спросить иной: «почему я могу знать, что я способен, готов к покаянию и верующий. Я боюсь, что я еще не испытал той печали, которая производить раскаяние. «Я боюсь, что еще не владею истинной, живой, соделывающею спасение, верою». Таковы вопросы в твоем сердце, любезный читатель? Вместо ответа я прошу тебя—предложи себе следующие вопросы с серьезной молитвой к Богу, чтобы Он сообщил тебе свою благодать и помощь найти справедливый ответ.
1. Дух Божий убедил ли тебя в твоей; греховности, в том, что все существо твое, все деяния твои запятнаны так, что ты сам почувствовал в себе нечистоту, скверну? Павел, охваченный этим чувством вскричал, «знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. ... Знаю я, что во мне, в плоти моей, ничего доброго нет». Бедный я человек, кто меня избавит от сего тела смерти»? (Рим. 7:18, 24). Не было ли все это с тобой?
2) Сознаешь ли в себе чувство виновности, (испорченности) развращенности, сознаешь ли себя достойным наказания? И это сознание не влечет ли тебя к Тому, Который вознесен для того, чтобы все, верующие в Него, не погибли, но имели бы жизнь вечную? (Иоан. 3:14, 15).
3) Не искал ли ты Господа на указанной Им самим дороге, в тихой молитве, в исследовании Священного Писания, слушания проповеди Евангелия, участии в беседах и молитвах верующих? И не сделалась ли тебе известной тайна—«Бог явился во плоти»? Дух Божий не поставил ли пред глазами твоими— Христа Распятого, как твоего Спасителя, Который за тебя страдал и умер. Вследствие всего этого не вселились ли в твою душу свет, в твою совесть мир и в твое сердце любовь, так что ты можешь радоваться неизреченной радостью?
4) Получил ли ты просвещение свыше в том, чтобы все вещи видеть в свете слова Божия? Являются ли в глазах твоих мир и его дети такими, как их описывает слово Божее. Слово Божее изображает, как стоящих под властью мрака борющихся против Бога и «собирающих гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2:5; 8:1). И, в то же время, живет народ, который не от мира, но от Отца? Любишь ли ты этот народ? Участвуешь ли ты в его делах, и считаешь ли лучшим страдать с народом Божиим, чем иметь временное греховное наслаждение? (Евр. 11:25)»
5) Составляет ли для тебя радость быть в Боге? Не есть ли твое ежедневное стремление "отречься от нечестия и мирских похотей и целомудренно, праведно и благочестиво жить в этом мире"? ( Тит.2:12). И при всем том стремлении не сознаешь ли, что ты не можешь уничтожить грехи своими собственными силами—добрыми делами—и что в этом должен все надежды возлагать единственно на Христа распятого?
6) Лежит ли ясно пред твоими глазами том путь спасения, который указан нам Евангелием? Является ли он тебе вполне согласным и с благостью и правосудием Бога и, в то же время, единственным средством спасения для погибшего мира? Находишь ли ты сам здесь все то, что нужно твоей душе?
7) Наконец слово и Дух Божий имели ли такое влияние на тебя, что ты возненавидел грех и возлюбил святость, и пожелал чтобы все вокруг тебя были бы такого же мнения?
Ясно, любезный читатель, что ты христианин и имеешь желания христианина. Ибо кто заповедь Бога, путь и народе Божий любит конечно, и самого Бога—любви же этой он достигает чрез покаяние во грехах и веру в Господа Иисуса Христа. Какое милосердие оказывает тебе Господь! Между тем как масса остается слепою во своих беззакониях, ты обратился «от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18). Ты нашел драгоценную жемчужину—и мир, радость, оправдание сделались твоим уделом. О, как благ Господь!
Если же так много сделал для тебя Господь, то одно чувство благодарности должно побудить тебя к тому, что бы ты более не жил для себя, для мира, а для того, кто тебя возлюбил и предал за тебя—себя на смерть. Все твое стремление должно быть в том, чтобы насколько возможно, содействовать делу Христа не земле. И ты должен сказать за псалмопевцем: как я могу возблагодарить Господа за все Его благодеяния, которые Он мне оказалъ? Я буду проповедовать имя Господне. Я хочу пред всем народом исчислить свои обеты Господу.
Но опять кто-нибудь скажет: я надеюсь, что я покаялся, верю во Христа, мое всегдашнее стремление служить Господу на всех моих путях, но я боюсь, что мое покаяние недостаточно серьезно, моя вера не достаточно сильна, для того, чтобы достойно приступить к святой трапезе; и, прежде всего, моя жизнь несообразна Евангелию, не такова, какою она должна быть. Словом, я чувствую себя недостойным.
Любезный читатель! Если таковы твои чувства, то я скажу тебе, что ты имеешь неправильное представление о достоинстве, которое необходимо для вкушения вечери. Святая трапеза во всяком случае не для таких только установлена, которые имеют уже большую меру покаяния и веры. Известно, что не раскаянные и не верующие не могут принимать участия в трапезе Господа; но так же известно, что все которые умрут для греха и уверуют во Христа, могут с Ним возлежать за вечерию, как бы слаба ни казалась их собственная вера, покаяние.
Испытай теперь себя, любезный читатель! Ты можешь быть или обращенным или необращенным. Раздельная черта между этими двумя состояниями — глубока и остра — среднего состояния нет. На одной стороне этой черты стоят дети этого мира, дети гнева и погибели, на другой дети Бога, дети света, любви и мира. Если ты находишься в левом, естественном состоянии, т. е. если ты не обращен, то не приступай к священной трапезе—это будет насмешка над святыней. Если же ты обращен, если ты друг Христов, то можешь и должен. Ты должен знать, какое здесь милосердие Божие, ибо ты Христов уже, хотя бы и был «младенцем во Христе», «наименьший из всех святых»,—Ты принадлежишь к народу Божию. И пусть будет прославлено имя Господа! Он приглашает тебя со всею твоею слабостью, страхом и трепетом приступить и вкусить от «живого» хлеба, сшедшаго с небес (Иоан. 6:51). И твоя святая обязанность принять участие в вечери завета; и ты навлек бы на себя тяжелую вину, если бы не захотел исполнить этот долг. Ибо таким поступком ты показал бы себя не другом, а врагом Христа.
Впрочем, некоторые будут указывать на препятствия, заставляющие отказаться от участия в трапезе Господней; вроде того, что мне не достает всего того, что необходимо иметь каждому христианину. Так иной скажет, я имею веру, но не имею покаяния; другой—я имею покаяние, ноне имею любви и третий—имею любовь, но не имею способности открыто исповедывать Христа; так кратко—может думать всякий: я христианин, но у меня совершенно отсутствуют качества христианина. На это мы возразим, что если в сердце, занятом мирскими житейскими делами нельзя найти ни одного плода духа, то напротив в верующем сердце находятся, только конечно не в одной мере.
Может быть ты в исполнении той или другой добродетели только еще положил начало; но ведь и начало есть тогда только, когда ты христианин. Апостол говорит «кто во Христе, тот новая тварь»; древнее прошло теперь все новое» (2 Кор.5:17), Эго новое творение есть совершенный человек, хотя бы его члены и были бы слабы. Если в нас хоть одна есть видимая черта образа Божия, то мы имеем их все, хотя бы они и не все ясно выступали. Но святая вечеря установлена Господом Иисусом для того, чтобы оживить в нас человека нового—укрепить, так чтобы образ Божий выступал в полном выражении, во всей красоте, чрез нашу жизнь.
Поэтому, когда мы сокрушаемся из-за того, что того или другого не достает у нас для того, чтобы быть истинным христианином, то это не должно препятствовать к принятию участия в трапезе Господней, даже напротив, это еще более должно побудить, ибо чрез вкушение вечери мы должны надеяться, что возрастем в милости у Бога и в познании Иисуса Христа. Действительно вера необходима, чтобы получить, и вкусить духовной пищи, предлагаемой нам в святой вечере—но во всяком случае здесь речь идет не об одной сильной вере Хлеб жизни ни только для «отцов и юношей» но и для «младенцев во Христе».
Также сильно я должен возвысить свой голос против другого заблуждения, которое я считаю очень опасным и гибельным. Именно, когда кто-нибудь не покаялся, еще не уверовал, не обратился к Богу хотя и он кажется озабоченным о своем спасении, то такому иногда советуют принять участие в святой вечери, как таком, которое может сообщить благодать. Правда ли это? Я решительно отвечай нет! Конечно, вечеря есть средство благодати, но и средство к возбуждению веры, когда ее еще нет, средство к укреплению её, где она уже есть, предлагать Господню трапезу душе, погрязающей в грехах, одно из двух—или глупость, безумие, или неправда. Кто еще не сделался христианином чрез возрождение и обращение, тот пусть покается и уверует в Господа Иисуса Христа, и тогда уже приступит к трапезе Господа; Если же он прежде этого дерзнет приступить, то он этим покажет себя не как друг, а как враг Христа. Ясно и совсем недвусмысленно говорит Евангелие что все не покаявшиеся и неверующие есть враги Христа.
В заключении я приведу слова апостола Павла:
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
1 Коринфянам 10:21
© Библия Онлайн, 2003-2022..
Кто сегодня присутствовал при вечере, принимал участие в ней, а завтра идет в бар, в театр; кто пил чашу Христа, а потом во вред и для тела и для духа начинает упиваться алкогольными напитками; кто участвовал в вече любви и потом позволяет себе возвышать в себе зависть, ненависть—тот кощунствует, насмехается надъ святыней. Но Бог не потерпит кощунств Он найдет своим судом делателей неправды. Поэтому, каждый испытай себя прежде чем приступить к трапезе Господа, принадлежишь ли ты к Господу и, при том, принадлежишь ли Ему всецело дабы не было разделения между тобой и Господом (1 Кор. 11:28—31).