Какое странное сочетание книг я сейчас читаю - «Норвежский лес» Харуки Мураками и «О бессмысленности воспитания подростков» Димы Зицера! А ведь у этих книг больше общего, чем кажется.
Название этой книги Мураками я увидела в анонсе Книжного клуба НГУ и решила, что обязательно прочитаю, даже если не пойду на встречу клуба, где состоялось обсуждение. На следующую встречу, возможно, и приду - там, кстати, будет обсуждаться «Отель «У погибшего альпиниста» братьев Стругацких.
Зицера, честно говоря, прочитала примерно за один час. Там много иллюстраций и очень интересная вёрстка - настоящее удовольствие и ценность не только в содержании, но и в оформлении книги. А «Норвежский лес» изучаю уже почти неделю с частыми перерывами, чтобы немного переварить эту информацию, ну и свободного времени на чтение совсем мало.
Итак, что же у них общего, помимо оранжево-чёрных обложек? Книга Мураками - будто бы иллюстрация тяжёлого погружения подростков в мир взрослых. Главным героям в книге по 19-20 лет. Это значит, что переходный возраст уже закончился, однако переход в самостоятельное, свободное и уверенное плавание по жизни так и не случился. Все герои чувствуют своё одиночество, отчуждение, отсутствие понимания и контакта с миром. Думают, что они ненормальны. Пытаются переосмыслить свои отношения с родителями. Пускаются во все тяжкие. Разговаривают с незнакомцами о своём сексуальном опыте - понятное дело, с кем же ещё, ведь с родителями и друзьями такие вещи обсуждать формально запрещено. Зицер, кстати, объясняет, почему это происходит, и даёт инструкции о том, как говорить о сексе с подрастающим поколением.
Вообще Мураками невозможен без этого постоянного скатывания в сексуальные подробности, как и без постоянного обращения к теме смерти, особенно к случаям самоубийств у подростков. Всё это происходит на фоне тонкого чувствования красоты природы, её художественных описаний. И для меня это сочетание - квинтэссенция японской культуры, хотя стремление к эросу и танатосу вообще универсальны для всех культур. Есть в книге и кусочек западной, особенно американской культуры - в музыке и литературе: отсылки ко многим авторам и произведениям постоянно возникают на протяжении всей книге, начиная с самого заголовка.
Темы, представляющие собой табу во внешнем, «нормальном» мире, так сильно будоражат главных героев, потому что являются для них главным камнем преткновения в процессе взросления. Из-за разочарований, страхов, одиночества некоторые герои предпочитают просто не взрослеть, выбирая уход из жизни или уход из враждебного и непонятного мира людей в специальные лечебницы. Если возвращаться к Зицеру, то кажется, что в книге Мураками показано много примеров, как НЕ надо воспитывать детей и подростков и, наоборот, о чем с ними НАДО говорить, чтобы не возникало таких драматических ситуаций и адаптация ко взрослому миру и обществу произошла более мягко и менее травматично.