Найти тему

От олимпиадника до преподавателя. Интервью с Анжеликой Родиной

Сегодня Анжелика Родина — студентка 3-го курса «Медиакоммуникаций» в НИУ ВШЭ, преподаватель «Ассоциации победителей олимпиад», но ещё несколько лет назад она так же как и наши ученики готовилась к экзаменам, выбирала куда поступать, волновалась перед олимпиадами.

Делимся интервью с Анжеликой, в котором она дает советы тем, кому региональный этап, ЕГЭ и поступление только предстоят.

— Есть мнение, что для успешного участия в олимпиаде нужно заниматься только учебой и много лет изучать один предмет. Это правда?

— В олимпиадах я участвовала со средней школы, но это не мешало моим увлечениям, их у меня много: я с детства занимаюсь актерским мастерством. Сейчас на это не так много времени есть, но тем не менее это составляет важную часть моей жизни. Также я играю на фортепиано, гитаре и недавно начала осваивать губную гармошку.

В 11 классе я сконцентрировалась только на литературе, но в 9-10 классе я готовилась ещё к МХК и обществознанию. Но, наверное, это было просто не мое. Хотя сейчас полученные знания из смежных областей очень помогают мне в основной специальности.

-2

— Как ты готовилась ко ВСОШ по литературе? Какие источники использовала? Сколько времени посвящала подготовке?

— Я готовилась как самостоятельно, так и на курсах. Очень помогли всевозможные видео с лекциями писателей и филологов.

Могу выделить курс «100 лекций с Дмитрием Быковым», лекции по русской литературе с Дмитрием Баком и всевозможными материалы «Арзамаса».

Не могу точно сказать, сколько тратила времени в день на подготовку, это зависит от общей загруженности. Но это не менее тех трёх часов, что я обычно провожу в дороге.

Летом я посещала очные занятия в Москве и была на Выездной школе по литературе, в январе — на интенсивах к региону. Безусловно, эти курсы мне помогли. У меня появилась прочная историко-литературная база, которая необходима для анализа контекста на олимпиаде.

Как ты научилась писать олимпиадный анализ текста?

Нужно однажды понять структуру анализа и критерии, по которым он будет оцениваться. А после только практика. Обязательно нужно вычитывать собственные тексты, а также, в идеале, чтобы их кто-нибудь смог проверить и указать на ошибки. Сначала все будет даваться не совсем легко, но зато вы никогда не забудете произведение, анализ которого вам не удался.

-3

— Что ты читаешь самым сложным во ВСОШ по литературе?

— Большой объём информации, который необходимо изучить. Нет чётких границ, за рамки которых олимпиадные задания выйти не могут. Там может быть что угодно. Поэтому иногда не знаешь, за что хвататься и что читать. Но по иронии судьбы, иногда могут потребоваться не уникальные знания, а материалы школьного курса.

— В чем секрет успеха на олимпиаде?

— Сложный вопрос. Наверное, рабочую формулу мне дали ещё мои педагоги: относится к олимпиаде как к увлекательной игре. Не пугаться и держать боевой настрой, какие бы задания не оказались. И именно такая моральная подготовка помогла мне в нужную минуту.

-4

— Какую литературу ты рекомендуешь для подготовки?

— Мой топ-5 книг:

  1. Учебник МГУ для поступающих на факультет филологии, в простонародье «Шурики». Даёт достаточно полную картину истории литературы с 18 по 20 век.
  2. Сборник избранных статей Гаспарова. Там и о поэтиках различных авторов и об общих принципах анализа текста.
  3. Игорь Сухих «Литература для всех» похожий на «Шуриков» учебник, но написан более простым языком и охватывает большее количество поэтов и писателей 20 века.
  4. «Поэзия» Азаровой. Он рассматривает буквально все составляющие стихотворения + даёт интересные примеры из современной литературы.
  5. Библия и мифы Древней Греции. Вся мировая культура отсылается к этим двум источникам так или иначе. Прочесть их необходимо.

Больше полезных материалов для подготовки к олимпиадам по литературе в нашей группе.