Адольф Хаас, командующий концентрационными лагерями Берген-Бельзен и Вевельсбург, является одним из самых известных нацистских преступников, пропавших без вести с 1945 года. Один из источников поддерживает предположение, что он был ошибочно объявлен мертвым.
Человек считается мертвым, потому что власти официально больше не расследуют дела людей, официально объявленных мертвыми.
17 августа 1950 года окружной суд Хахенбурга официально заявил: «Эмиль Густав Людвиг Тильман Герман Адольф Хаас, родившийся 14 ноября 1893 года в Зигене и последний раз проживавший в Хахенбурге (Обервестервальдкрайс), объявлен мертвым. Время смерти определено как 31 марта 1945 года, полночь ».
Но было ли это правдой? Примерно в 1953 году бывший эсэсовец сказал своему родственнику в Вестервальде: «Только представьте, кого я видел сегодня в автобусе! Адольф Хаас сидел в заднем ряду и натянул шляпу на лицо. Он не хотел, чтобы его узнали». На вопрос, уверен ли он, очевидец ответил: « Я знаю Адольфа Хааса ».
По словам очевидца, автобус ехал из городка Виссен-ан-дер-Зиг в Хахенбург, что примерно в 15 км. Здесь, в последнем месте жительства Хааса, его жена Лина по-прежнему жила с младшей из их двух дочерей (сын семьи Хаас погиб в результате несчастного случая в 1946 году).
По словам берлинского историка Якоба Заца, у него было много возможностей скрыться. Он годами шел по стопам Хааса и написал биографию о бывшем коменданте концлагеря («Насилие, жадность и милосердие. Комендант концлагеря Адольф Хаас и его путь в Вевельсбург и Берген-Бельзен». По этой книге впервые сняли фильм в 1953 году.
Адольф Хаас однажды с гордостью сказал о себе: «Я Господь Бог Вевельсбурга». По крайней мере, когда дело доходило до решения о жизни или смерти, это самоописание было правдой. Во время его пребывания в качестве начальника небольшого концентрационного лагеря Нидерхаген в единственном в Германии треугольном замке недалеко от Падерборна погибло более 1000 заключенных.
Под чужим именем
Если бы человек в заднем ряду автобуса на самом деле был Адольфом Хаасом, у него были бы все основания остаться не узнанным. Потому что объявление о смерти может быть отменено - по крайней мере, если бы полиция установила, что якобы погибший на самом деле был жив.
В начале 1950-х годов десятки тысяч немцев (почти исключительно мужчины) все еще жили под вымышленными именами в Федеративной Республике; расплывчатые оценки варьируются от 25 000 до 250 000 человек. Многие из них, вероятно, скрывались из-за страха преследования.
Потому что, по мнению современников, прокуроры Западной Германии также были очень активны в 1950-х годах, когда дело касалось преступлений в концентрационных лагерях и тому подобного. Со временем перспективы меняются. Период между 1951 годом и созданием Центральной прокуратуры в Людвигсбурге (1958 год), считается периодом, когда нацистским преступникам нечего было бояться.
SS номер 28943
Однако прокуратура не прошла бы мимо Адольфа Хааса, если бы он попал в их руки живым, потому что известно, что вступил в НСДАП 1 декабря 1931 года, членский номер: 760.610. Через пять месяцев он обратился в СС, и его подтвердили необычно быстро в течение семи дней. Его номер СС был 28 943.
Это означало, что на самом деле для него было открыто много дверей в Третьем рейхе. С 1935 года он был полноправным руководителем СС, то есть офицером, в следующем году он был произведен в штурмбанфюрер, что соответствовало майору вермахта, то есть респектабельному и ответственному званию.
Адольф Хаас также имел определенные сильные стороны, по крайней мере, с точки зрения СС: «Его способности заключаются, в частности, в владении командным языком, а также в строевой службе». Это, очевидно, предопределило его работу в концлагере. В возрасте 46 лет, 1 марта 1940 года, он был отправлен на «испытательной основе» для инспекции концентрационных лагерей в Ораниенбурге недалеко от Берлина, а через три месяца он был направлен в близлежащий концлагерь Заксенхаузен в качестве начальника.
Даже здесь Хаас соприкоснулся с системой коррупции и самообогащения, которая преобладала в большинстве концентрационных лагерей. В конце июня 1940 года он переехал в концлагерь под Вевельсбургом, а в 1943/44 году он тогда командовал только что созданным концентрационным лагерем Берген-Бельзен. Где бы он ни командовал, везде заключенные боялись его из-за его произвола, коллеги за вспыльчивый характер.
В конце 1944 года Адольф Хаас был вынужден оставить свой пост. Однако, вероятно, из-за его коррумпированности. Якоб Зац считает, что Хаас, вероятно, не имел достаточно связей в системе СС, чтобы сохранить свой пост. Первоначально его отправили на восточный фронт, но незадолго до окончания войны он был заседателем в суде СС под Гамбургом. Здесь и потеряли его официальный след.
Был ли пассажиром автобуса из Виссен-ан-дер-Зиг в Хахенбург в 1953 году, скрывающимся в бегах Адольфом Хаасом, теперь не выяснить. Одно можно сказать наверняка: Адольфа Хааса так и не привлекли к ответственности.