Найти тему

Поликлиника, магазин, кинотеатр и даже дискотека в вагонах: рассказываем о "поезде добрых услуг"

Как вам такое — вагон поликлиника, вагон-церковь и вагон библиотека? И все это в одном составе? Такие поезда курсировали по Челябинской области еще относительно недавно. Последний ушел в рейс в 2004 году. Рассказываем подробнее.

Итак, 17 января 2004 года в свой последний рейс по южноуральской железной дороге отправился поезд "Добрых услуг". Ни много ни мало — город, бегущий по рельсам, где в каждом вагоне можно было получить ту или иную услугу. Локомотив, запущенный ЮУрЖД, приезжал в различные поселки региона и делал длительную остановку: на день, на два. Местные жители ждали его как праздника, ведь к концу 1990-х собственная система бытовых услуг на селе приказала кланяться и долго жить.

Праздник на рельсах
Праздник на рельсах

Например, чтобы починить телевизор приходилось ехать в город, хотя раньше работал собственный мастер. А это далеко, долго, муторно, дорого. И вот тогда-то на помощь приходил поезд "Добрых услуг". В одном вагоне у него — поликлиника, куда можно было записаться без всяких талонов. Принимал не только терапевт, но и множество узких специалистов: невролог, лор, кардиолог, окулист и другие. Доктора в одном вагоне жили, в другом работали. Выезжали в рейс как на вахту. Там же, абсолютно бесплатно, можно было сделать флюорографию или измерить уровень сахара. Ажиотаж стоял страшный, бывало, что очереди в поликлинику начинались на подходах к перрону. А если человек не успевал, допустим, сделать снимок легких, то прыгал в машину, обгонял поезд и шел на рентген уже в соседнем селе.

В "нулевые" такие поезда были оснащены неплохим медицинским оборудованием
В "нулевые" такие поезда были оснащены неплохим медицинским оборудованием

Кроме поликлиники невероятной популярностью пользовалась мастерская, которая разместилась в соседнем вагоне. Специалисты различных профилей чинили часы и обувь, телевизоры и электроплитки, а опытные парикмахеры: стригли, брили, красили, "наводили красоту". Как сообщали челябинские журналисты, благодаря чудо-поезду некоторые бабушки во второй-третий раз в жизни приходили к настоящему цирюльнику:

"Один раз на свою свадьбу постригалась у парикмахера, один раз — перед свадьбой сына, а третий раз здесь — в вагоне. А так обычно меня соседка стрижет", — цитировали СМИ жительницу поселка Муслимово.

За работу брали недорого: чуть ли не в два раза дешевле, чем взяли бы в городе. Соответственно, очередь в вагон бытовых услуг шла параллельно с очередью в поликлинику.

В 1970-е в поездах можно было прикупить дефицитные товары
В 1970-е в поездах можно было прикупить дефицитные товары

"Мастер по ремонту холодильников рассказывает: "Свои услуги я оказываю "на дому". Прихожу как-то, смотрю - холодильник. Я и название такого уж забыл, а он все еще своих хозяев выручает. Отремонтировал, так люди меня так благодарили. Горожанину не понять такого, когда в радиусе пятидесяти километров нет даже часового мастера. Мы же, как, еще и не к каждому пойдем – выберем, где получше и подешевле", — писало "Накануне" 9 февраля 2004 года.

Разумеется, не обошлось и без магазина с ценами, как на хорошей оптовой базе. Провизией склад наполнялся на крупных станциях, а в деревнях успешно конкурировал с местными лавочками.

Работало ателье
Работало ателье

Был еще вагон-клуб, где играли на баяне, проводились театральные представления для малышей и даже нечто вроде дискотек. А рядышком, как противовес клубу, стоял вагон-храм. В 2004-м году при храме служил отец Виталий, пономарь Вадим и певчие. Все они несли послушание от челябинского храма «Утоли моя печали». Несмотря на несколько "стесненные обстоятельства", в вагоне-храме служили литургию, вечернее и утреннее богослужение, ну и, конечно, совершали требы: венчали, крестили, всё — как в обычной церкви.

Вагон-храм
Вагон-храм

Поезд "Добрых услуг" ушел в последних поход зимой 2004-го года и колесил по ЮУрЖД до середины лета. Популярность у него была колоссальная, однако почему-то проект на этом рейсе завершился. Получается, что по южноуральской железной дороге такой поезд ездил с 1980-х годов, потом был перерыв в 1990-е и лишь короткий ренесанс в "нулевые". Отметим, что в принципе на РЖД аналогичные проекты реализуют в различных регионах и по сей день, но будут ли они развиваться в Челябинской области, пока неизвестно.

Последний рейс поезда
Последний рейс поезда

Друзья, Подписывайтесь на наш канал
Читайте "Хорошие новости"
Следите за нами в ВК и Инсте

У нас еще целая телега интересных фактов, не пропустите! И не забудьте поставить лайк.