Найти тему

Генеалогия европейской живописи. Эпизод 1

Искусствоведы любят говорить о влияниях. В самом деле, так заманчиво. Кто, на кого, и как повлиял. Образы и художественные приёмы не рождаются в вакууме. Они, как говорил ещё Платон, витают в эфире, наполняют пространство идей, смыслов, концепций. Но если отвлечься от платонизма, то всё можно объяснить с помощью довольно простых вещей. Художники – народ любопытный, любят смотреть, наблюдать, подмечать. В том числе и у своих коллег. Правда, следует учесть одно маленькое, и вместе с тем, невероятно существенное «НО». Мы часто мыслим о прошлом нынешними категориями. Смотрите M повлиял на Q. Это же очевидно, вот здесь и вот здесь. При этом, часто из поля нашего зрения выпадает железный, логически безжалостный вопрос: «А где Q мог видеть М?». И, о ужас, началось – интернета нет, толстых книг по искусству с хорошими иллюстрациями нет, нет даже общедоступных музеев. Что остаётся? Соборы и (если повезёт) коллекции какого-нибудь знатного синьора. Кроме того, можно зайти (если разрешат) в мастерскую своего современника, опять-таки, если ты был в том же городе. В общем, чтобы долго не мучить вас предисловиями, я попробовал реконструировать некоторые взаимосвязи в истории европейского искусства. Так сказать, нарисовать генеалогическое древо (тут уж целый лес намечается). Кто и чьим родственником по палитре и кисти (а иногда и кровным) являлся. Конечно, такая работа слишком объёмна, и требует разбивки на эпизоды. Сегодня я покажу один и сразу многое станет понятно. С кого бы начать? Пусть это будет венецианец Джованни Беллини (1430 или 1433 – 1516) Почему бы и нет?

Джованни Беллини. Принесение во храм. 1460е
Джованни Беллини. Принесение во храм. 1460е

Каковы его родственные связи, художественная генеалогия и взаимодействия?

1. Якопо Беллини (около 1400 – около 1470) – отец

Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем и ангелами. 1440е
Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем и ангелами. 1440е

2. Джентиле Беллини (1429-1507) – старший брат

Джентиле Беллини. Мадонна с Младенцем и двумя заказчиками. 1460е
Джентиле Беллини. Мадонна с Младенцем и двумя заказчиками. 1460е

3. Андреа Мантенья (1431-1506) – зять. Да, у Якопо Беллини были не только сыновья, но и дочь

Андреа Мантенья. Принесение во храм. 1454 (сравните с работой Джованни Беллини)
Андреа Мантенья. Принесение во храм. 1454 (сравните с работой Джованни Беллини)

Кстати, возможно, что крайний персонаж слева – это супруга Мантеньи и сестра братьев Беллини – Никколозия

Но это связи кровные (или почти). А вот иные

4. Антонелло да Мессина (1429 или 1431 – 1479) – точно посещал мастерскую Джованни Беллини в Венеции

Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Ок.1476 г
Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Ок.1476 г

5. Альбрехт Дюрер (1471-1528) – ещё один знакомый Джованни Беллини, бывший его гостем во время пребывания в Венеции

Альбрехт Дюрер. Портрет молодой венецианки. 1505
Альбрехт Дюрер. Портрет молодой венецианки. 1505

И наконец великолепная венецианская тройка (точнее трио) выходцев из мастерской Джованни Беллини, его ученики

6. Джорджоне (1477 или 1478 – 1510)

Джорджоне. Читающая Мадонна
Джорджоне. Читающая Мадонна

7. Лоренцо Лотто (1480-1556)

Лоренцо Лотто. Портрет Лучины Брембати. 1520е
Лоренцо Лотто. Портрет Лучины Брембати. 1520е

8. Тициан (1488 или 1490 – 1576)

Тициан. Женщина перед зеркалом (за туалетом)
Тициан. Женщина перед зеркалом (за туалетом)

Вот такая у меня вышла художественная генеалогия Джованни Беллини. Полагаете необходимым что-либо уточнить? Милости просим!

Если такой подход будет по вкусу читателям, обязуюсь продолжить

#генеалогия_европейской_живописи

#венеция

#беллини

#тициан

#джорджоне

#дюрер