Искусствоведы любят говорить о влияниях. В самом деле, так заманчиво. Кто, на кого, и как повлиял. Образы и художественные приёмы не рождаются в вакууме. Они, как говорил ещё Платон, витают в эфире, наполняют пространство идей, смыслов, концепций. Но если отвлечься от платонизма, то всё можно объяснить с помощью довольно простых вещей. Художники – народ любопытный, любят смотреть, наблюдать, подмечать. В том числе и у своих коллег. Правда, следует учесть одно маленькое, и вместе с тем, невероятно существенное «НО». Мы часто мыслим о прошлом нынешними категориями. Смотрите M повлиял на Q. Это же очевидно, вот здесь и вот здесь. При этом, часто из поля нашего зрения выпадает железный, логически безжалостный вопрос: «А где Q мог видеть М?». И, о ужас, началось – интернета нет, толстых книг по искусству с хорошими иллюстрациями нет, нет даже общедоступных музеев. Что остаётся? Соборы и (если повезёт) коллекции какого-нибудь знатного синьора. Кроме того, можно зайти (если разрешат) в мастерскую своего современника, опять-таки, если ты был в том же городе. В общем, чтобы долго не мучить вас предисловиями, я попробовал реконструировать некоторые взаимосвязи в истории европейского искусства. Так сказать, нарисовать генеалогическое древо (тут уж целый лес намечается). Кто и чьим родственником по палитре и кисти (а иногда и кровным) являлся. Конечно, такая работа слишком объёмна, и требует разбивки на эпизоды. Сегодня я покажу один и сразу многое станет понятно. С кого бы начать? Пусть это будет венецианец Джованни Беллини (1430 или 1433 – 1516) Почему бы и нет?
Каковы его родственные связи, художественная генеалогия и взаимодействия?
1. Якопо Беллини (около 1400 – около 1470) – отец
2. Джентиле Беллини (1429-1507) – старший брат
3. Андреа Мантенья (1431-1506) – зять. Да, у Якопо Беллини были не только сыновья, но и дочь
Кстати, возможно, что крайний персонаж слева – это супруга Мантеньи и сестра братьев Беллини – Никколозия
Но это связи кровные (или почти). А вот иные
4. Антонелло да Мессина (1429 или 1431 – 1479) – точно посещал мастерскую Джованни Беллини в Венеции
5. Альбрехт Дюрер (1471-1528) – ещё один знакомый Джованни Беллини, бывший его гостем во время пребывания в Венеции
И наконец великолепная венецианская тройка (точнее трио) выходцев из мастерской Джованни Беллини, его ученики
6. Джорджоне (1477 или 1478 – 1510)
7. Лоренцо Лотто (1480-1556)
8. Тициан (1488 или 1490 – 1576)
Вот такая у меня вышла художественная генеалогия Джованни Беллини. Полагаете необходимым что-либо уточнить? Милости просим!
Если такой подход будет по вкусу читателям, обязуюсь продолжить
#генеалогия_европейской_живописи
#венеция
#беллини
#тициан
#джорджоне
#дюрер