Найти тему
ЛесДача96

Узбекские власти пытались запретить празднование Нового года

Не так давно узбекские власти пытались запретить празднование Нового года

Это ежегодная традиция в Узбекистане. По мере того как декабрь подходит к концу, радостное настроение опускается, люди начинают размышлять о прошедших 12 месяцах и размышлять о том, что их ждет. А потом начинается ссора.

В сражении за новогодние каникулы есть два четко обозначенных лагеря. Консервативные мусульмане утверждают, что это не по-узбекски и неприемлемо светски. Их противники не видят суеты, настаивая на том, что этот день-просто хороший шанс повеселиться и выпустить пар.

Но известный и уважаемый богослов Абдулазиз Мансур внес важный вклад в выход из тупика, сняв на видео проповедь, в которой он постановил, что празднование наступления 1 января на самом деле не является нарушением религиозного канона. По его словам, любой, кто называет этот праздник греховным, ничего не знает об исламских принципах.

Его вмешательство может помочь смягчить остроту дебатов, которые продолжаются уже более десяти лет.

Узбекистан официально начал отмечать Новый год 1 января 1948 года. Примерно за неделю до этого советские власти объявили первый день года праздником, и поэтому целый ряд обычаев получил жизнь. Решительно неисламский напиток советского Шампанского сопровождался бы в Узбекской Советской Социалистической Республике грудами праздничного плова.

Многие ритуалы мало отличались от тех, которые соблюдались в столице, Москве. Наступление полуночи было ознаменовано перезвоном кремлевских часов, транслировавшихся по телевидению. Городские площади были украшены деревьями, украшенными огнями, мишурой и безделушками. Дед Мороз, ответ славянского мира Деду Морозу, и его помощница Снегурочка развлекали детей. Классические фильмы – в первую очередь очень любимая комедия 1976 года "Ирония судьбы" -были дублированы на узбекский язык и показаны по местному телевидению.

Многое начало меняться с распадом Советского Союза.

Религиозные семьи постепенно отказались от практики празднования нового года, который считался как советским пережитком, так и праздником с христианским подтекстом. На самом деле христиане в православном мире празднуют Рождество 7 января, но советский режим использовал много христианской символики для своего светского новогоднего праздника.

В декабре 2004 года Анвар Закиров, начальник управления народного образования мэрии Ташкента, дал указание прекратить проведение вечеринок в конце учебного года.

Закиров утверждал, что вместо этого Узбекистан должен отмечать весенний праздник Навруз – сам по себе доисламская традиция. Любые другие праздники противоречат узбекской культуре и поэтому должны быть отменены, сказал он.

Соответственно, новогодние елки исчезли из средних школ, хотя многие начальные школы в Ташкенте нарушили запрет, поскольку учителя не хотели лишать своих подопечных долгожданного праздника.

Одна воспитательница детского сада, рассказывала на условиях анонимности, вспомнила тот год- им пришлось прятать дерево от посторонних глаз.

“Некоторые классы тайно отмечали новый год. Трудно объяснить все это детям. Они заучивают стихи и получают подарки от Деда Мороза. И родители тоже чувствуют радость и хотят отпраздновать вместе со своими детьми”.

В декабре 2012 года власти наложили запрет на Деда Мороза и Снегурочку, а также некоторых других вспомогательных сезонных персонажей, таких как ведьма славянского фольклора Баба Яга. Аргументы, высказанные тогда, были знакомы: это не традиционные узбекские персонажи и не отражают местное мышление.

В то время было предложено заменить эти фигуры персонажами узбекских народных сказок. Но хотя существует приблизительный местный эквивалент Бабы Яги, нет такой фигуры, как Дед Мороз.

Таким образом, новогодний состав героев вернулся в течение двух лет, в немалой степени благодаря фетве, обнародованной Духовным управлением мусульман Узбекистана. В указе говорилось, что празднование нового года “допустимо с точки зрения здравого смысла и законов шариата”.

-2

Однако набожные остались на своих позициях.

Атабек Мелибаев, отец которого является муллой в деревне в Ферганской долине, вспоминает, что в последний раз его семья отмечала этот праздник в 2004 году.

“Но уже на следующий год мой отец сказал, что с тех пор больше не будет ни деревьев, ни праздников. В то время я не совсем понимал, почему наш отец вдруг запретил праздновать новый год. Тогда моя мама сказала, что для мусульман Навруз-настоящий новый год”, - сказал Мелибаев.

Не все такие доктринеры.

Бахтияр Бабаджанов, известный исследователь ислама, сказал, что споры о религии в любом случае в значительной степени излишни, поскольку новогодний праздник уже давно утратил свой религиозный подтекст.

Бабаджанов отметил, что в некоторых странах Ближнего Востока, таких как Объединенные Арабские Эмираты, обычай сажать сезонные деревья получил беспрепятственное распространение.

“Но мы возвращаемся в Средневековье", - сказал он.

Как и во многих других изменениях, ослабление запретов связано с более мягким стилем правления, введенным президентом Шавкатом Мирзиеевым, который пришел к власти в 2016 году после смерти Ислама Каримова. В манере, аналогичной манере российского президента, Мирзиеев 31 декабря произносит по телевидению новогоднее поздравление на узбекском и русском языках.

Беруний Алимов, преподаватель Ташкентского университета, утверждал, что больше не может быть никакого законодательного закрепления нового года.

“Если кто-то не хочет отмечать новый год, это его личное дело. Но эта категория людей не должна навязывать свои взгляды другим. Мир плюралистичен, и то же самое должно быть и в Узбекистане”, - сказал Алимов.

Всех с наступающим Новым Годом!

Если понравилась статья, подпишись на канал, поставь лайк, выскажи своё мнение в комментарии.