Здравствуйте.
Даже не так. Скорее, "часто находящиеся за гранью". Или "больше ЗА гранью, чем НА грани". Сложная музыка, готовая разлучить с законами физики и даже здравого смысла наши привычные представления о ритме, мелодизме и смешивании стилей и звуковых комбинаций в этот непростой и пряный коктейль. В общем, сегодня статья - прыжок в сторону, или провокация, даже для отъявленного меломана, ведущего этот канал. Очень уж не в стандарте находится их творчество. Причём вашему вниманию будут представлены относительно "радиоэфирные" композиции, если можно приделать подобный ярлык к этой группе.
Massive Attack - из Бристоля (Великобритания). Группа образована в 1988 году. Выпустила пять студийных альбомов (до 2011 года). До сих пор существует в урезанном виде. Этих ребят можно назвать пионерами трип-хопа. Стиль их музыки представляет из себя смесь джаза, хип-хопа, рока, рэгги и соула. Композиции группы звучат во многих фильмах и сериалах: «Шакал», «Бэтмен навсегда», «Мулен Руж!», «Блэйд II», «Матрица», «Зачарованные», «Большой куш» и других.
Группа создана Грантом Дэдди Джи Маршаллом, Робертом «3D» Дель Ная и Эндрю Машрумом Ваулзом, последний из которых позже покинул коллектив. В 1991 году вышел первый альбом — Blue Lines, продюсером выступил муж известной исполнительницы Нене Черри (композицию 7 Seconds знают все) Кэмерон Маквей, спрятавшийся под псевдонимом Booga Bear. Альбом стал одним из наиболее известных британских альбомов 1990-х годов. Смешение американского хип-хопа, ямайского рэгги, добавление джазовых элементов плюс вокал Tricky, 3D, Шары Нелсон и Хораса Энди не смогли ограничить звучание рамками какого-то одного музыкального жанра. И вы только послушайте голос в One Love, лично мне больше не приходилось слышать таких вибраций.
Группа Massive Attack регулярно приглашала разных вокалистов для участия в своих работах. Заглавную композицию во втором альбоме 1994 года, носящем имя Protection, исполнила знакомая нам по проекту Everything but the Girl Трэйси Торн (если название и имя звучат непонятно и неизвестно, послушайте это и успокоенно вздохните). И даже противники электроники не скажут здесь, что "гитары не хватает". И гитара, и фоно в необходимых для этой музыки пропорциях присутствуют. И видеоклип тоже хорош.
Именно тогда и появился термин "трип-хоп". Для меня ещё одним важным именем в этом стиле является группа Portishead, также из Бристоля (если удастся, расскажу когда-нибудь и о них, очень интересный коллектив).
Третий альбом группы, Mezzanine, вышел в 1998 году и является самым успешным. Относительную мягкость предыдущего альбома сменила жёстко-агрессивная депрессия. Песня «Angel» с этого альбома была использована в более чем десяти фильмах и сериалах (например, в фильме Гая Ричи «Большой куш»). Другими более или менее известными музыкантами на эту композицию написано множество кавер-версий, даже знаменитая тяжёлая группа Sepultura тоже здесь отметилась, если не боитесь бессонницы, слушайте. Сам же альбом по версии журнала Rolling Stone вошел в 500 лучших музыкальных альбомов всех времен.
Перепрыгнем через один альбом. Более десяти лет спустя, 8 февраля 2010 года вышел альбом Heligoland. Пожалуй, самой известной и запоминающейся композицией с него можно считать Girl I Love You, тёмную и тревожную, но сильную и запоминающуюся. Жутковатая раскоординированная духовая секция почему-то отсылает меня к поздним вещам Дэвида Боуи.
Чтобы у неискушённого слушателя не возникло однобокого мнения о группе Massive Attack, предложу послушать инструментальную композицию с альбома Protection, которую можно назвать красивой и даже романтичной. Heat Miser. С не прерывающимся ни на мгновение дыханием, добавляющим ей некоторой тревоги и напряжённости.
Истинные любители этой группы, скорее всего, ценят её за концептуальность и многогранность. Мне близка ещё и мелодичность, которую пытаюсь искать везде, поэтому хочется вернуться к первому альбому и к ещё одной известной композиции, исполненной Шарой Нелсон. Возникает чувство, что здесь где-то рядом постоял Moby, но ритм более изощрённый, словно грохот консервных банок, прицепленных к машине американских молодожёнов.
И теперь - о чём автор смолчал в начале статьи ради жирной точки. Те, кто не смог вытерпеть предыдущие композиции, возможно, уже убежал на ресурс с лучшими рэп-песнями (а у них ещё и песни есть?) или россыпью изумрудов шансона. На самом деле, сейчас будет настоящий десерт для ценителей менее стандартной и прямолинейной музыки. Teardrop из альбома Mezzanine - звуковая дорожка к заглавным титрам сериала "Доктор Хаус" и находка для эстета. Её исполнила Элизабет Фрейзер из группы Cocteau Twins. От этой музыки веет экваториальным теплом и биением новой жизни.
Если творчество Massive Attack вам всё же по душе, добавлю ещё одну композицию. Вновь - первый альбом и закрывающая его, как и эту статью, Hymn of the Big Wheel. С умопомрачительным ритмом и классным вокалом. В каких иногда сложных местах приходится разыскивать и главное, находить песни-композиции-звуки по душе, дарящие мгновения какого-то отдохновения и предэйфорийного (чуть не написал "предынфарктного") состояния. Если будем искать и хотеть - обязательно найдём. Главное - любить музыку и не изменять ей. До встречи.