Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность).
Статья предоставлена для канала #хакнем_иудаизм издательством журнала "Мир Торы".
Автор: #александр_айзенштат , художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим.
Цикл статей "Шидух": Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4 [текущая], Часть 5, Часть 6
«Шидух» нужен для того, чтобы помочь
людям стать парой, привести их к созданию семьи. Что такое еврейское бракосочетание и традиционная еврейская семья, и чем они отличаются от всех остальных вариантов бракосочетания и других семей? В секулярных демократических государствах сегодня принято, что существует такой гражданский статус — семья. Пара может зарегистрировать свой союз в муниципалитете или ЗАГСе, и с этого момента они будут считаться супругами, у них возникают взаимные обязательства, касающиеся имущества и т.д. Эти обязательства не включают моральные аспекты — во всяком случае, в полной мере. Если произошла супружеская измена, это может стать поводом для развода и раздела имущества, но сама по себе измена не является юридическим нарушением. Семейное право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в официальной семье и при неофициальном сожительстве, в т.ч. вопросы владения имуществом и то, с кем останутся дети при разводе. А что происходит в рамках иудаизма? Многие люди знают понаслышке или помнят из литературы и кино, что когда-то было принято венчаться в церкви, и что некоторые до сих пор это делают. И у них есть такая фантазия, что там церковь со священником, а здесь, у евреев, раввин в синагоге, который освещает этот союз между двумя супругами Именем Всевышнего. А на самом деле, в иудаизме это несколько по-другому.
Еврейское право в Письменной и Устной Торе подробнейшим образом регламентирует и моральные, и материальные аспекты брака. По сути, муж «приобретает» жену. И каким бы устаревшим и шовинистическим не казалось сегодня данное определение, раньше оно воспринималось вполне нормально, в т.ч. и у других народов. Здесь нужно пояснить, что под «приобретением» жены мы не подразумеваем, что мужчина приобретает себе женщину буквально, как предмет, или как рабыню — нет, женщина остается совершенно «суверенным» человеком. Но в интимные отношения она может вступать только с этим мужчиной, и ни с кем иным. И лишь развод в раввинском суде или смерть мужа могут аннулировать ее связь с мужем. Т.е. главное следствие изменения статуса женщины с незамужней на замужнюю состоит в том, что она запрещена всем остальным мужчинам на свете и может иметь интимные отношения только со своим мужем.
Статус женатого мужчины не симметричен статусу замужней женщины. Муж не «приобретается» женой, но несет материальные и моральные обязательства в отношении жены и детей. Если он изменяет своей жене, то это квалифицируется законом Торы как нарушение запрета разврата — точно так же, как и у неженатого мужчины. Де-факто, соблюдающему мужчине запрещено вступать в интимную связь с женщиной без «хупы» и «кидушин», т.е. без еврейского бракосочетания. Иудаизм относится к нарушению сексуальных запретов очень строго. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что логика здесь в том, что интимная сфера это очень личностный аспект жизни, который касается самой сути человека, поскольку благодаря связи между мужчиной и женщиной Всевышний спускает в этот мир душу, и в результате зарождается новая жизнь, появляется новый человек. Именно поэтому неправильная, запрещенная связь крайне опасна, вредна и порицаема. В результате мужчина, который вступает во внебрачные связи, повинен в разврате. И хотя его грех, согласно ряду источников, сравнительно «легче», чем грех замужней женщины, которая вступила во внебрачную связь, он все равно повинен в тяжелом нарушении (а то и в нескольких), и практической разницы между супругами в этом плане нет.
Еврейское бракосочетание состоит из двух элементов, которые называются «кидушин» и «хупа», и на протяжении многих поколений эти два элемента реализуются одновременно. «Кидушин» — это своеобразное посвящение («приобретение») мужчиной жены в интимном, женском аспекте ее личности. «Хупа» — это сопряженный с «приобретением» акт введения жены в дом мужа — под его крышу. Безусловно, эти два действия об- ладают возвышенным духовным аспектом, ведь, в конечном счете, Всевышний соединил этих людей. Но еврейское бракосочетание — это в первую очередь юридические действия: акт «приобретения», публичное зачитывание брачного договора, где перечислены обязательства мужа перед женой, и первое уединение вдвоем, которое закрепляет произошедшее изменение их статуса, делая их мужем и женой в полном смысле слова. Все эти действия совершаются до танцев, поздравлений и свадебного пира. Что касается красивых клятв, которые потом могут быть нарушены, то они вообще не приносятся, а интимный аспект отношений у евреев не выставляется на показ.
Продолжение цикла следует в рубрике #хакнем_иудаизм .
Автор: #александр_айзенштат художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 60].
Цикл статей "Шидух":
1 статья — С точки зрения Торы, очень важно иметь потомство, а внебрачные связи запрещены
2 статья — "Шидухи" прошлого. Как устроено древнее, еврейское сватовство?
3 статья — Технология "Шидуха"
4 статья — Свадьба и создание семьи как цель Шидуха [текущая статья]
5 статья —
Продолжение следует...