В предыдущей статье рассказывалось о том, как во время войны Рима с Ганнибалом страшные небесные знамения заставили римлян обратиться к пророческим книгам Сивилл.
Книги предсказали, что для победы над врагом нужно доставить в Рим фригийскую богиню Мать богов, которую греки называли Кибелой. В далекий путь за богиней отправилось посольство на пяти кораблях.
С помощью пергамского царя Аттала римляне получили воплощение Матери богов, которое оказалось священным камнем-метеоритом. Оставалось доставить богиню в Рим.
Путешествие Матери богов
Путешествие богини из Малой Азии в Рим подробно описал великий римский поэт Овидий в поэме "Фасты". По рассказу Овидия, для Матери богов был построен специальный корабль. Деревья для постройки корабля брались в том же месте, где тысячу дет назад рубил лес для своих кораблей легендарный предок римлян фригиец Эней.
Мать богов должна была спасти Рим, поэтому корабль, на котором она отправилась в путь, римляне назвали Navis Salvia – Корабль Спасения.
Овидий перечислил в поэме города и острова, мимо которых проплывал "Корабль Спасения". По описанию Овидия современные историки составили карту путешествия фригийской богини в Рим.
Лучший человек города Рима
По указанию Дельфийского оракула Мать богов должен был принимать лучший человек в Риме. Найти такого человека было непросто:
"Сенаторы ломали голову: кто этот лучший человек в Риме? Всякий предпочел бы это имя любой власти, всем почестям от сената или народа." (Тит Ливий, Книга XXIX, гл. 14)
Сенат решил, что таким человеком был Публий Корнелий Сципион по прозвищу Назика (остроносый), молодой патриций из древнего рода Корнелиев.
Почему сенаторы выбрали именно его, античные историки не знают. Тит Ливий написал, что это
"осталось скрытым в глубине древности."
Впоследствии Публий Корнелий Сципион стал консулом (191 г. до н.э.) и выстроил в Риме храм для Великой Матери богов.
Церемония встречи Матери богов
По рассказу Тита Ливия, когда корабль с Матерью богов подошел к устью Тибра, "лучший человек Рима" Публий Корнелий Сципион вышел на другом корабле в море, принял от фригийских жрецов богиню и вынес ее на сушу. На берегу ее торжественно встретили первые матроны города.
Аппиан и Овидий излагают более интересную версию встречи. Корабль с богиней не просто подошел к устью, а стал подниматься вверх по Тибру и завяз в речном иле. Множество крепких мужчин изо всех сил тянули корабль за канаты, но никак не могли сдвинуть его с места. Тогда прорицатели сказали, что корабль сдвинется и поплывет только в том случае, если его будет тянуть целомудренная женщина.
Чудо Клавдии Квинты
Среди встречающих была знаменитая патрицианка Клавдия Квинта. На Клавдии тяготело ложное обвинение в прелюбодеянии, и ее даже хотели подвергнуть суду за распутную жизнь.
Зная про себя, что она невинна, Клавдия обратилась к Матери богов с молитвой:
«О небожителей мать плодоносная, внемли, благая, Внемли моим ты мольбам, коль доверяешь ты мне!
Я не чиста, говорят. Коль клянешь ты меня, я сознаюсь:
Смертью своей пред тобой вины свои искуплю.
Но коль невинна я, будь мне порукою в том предо всеми:
Чистая, следуй за мной, чистой покорна руке». (Овидий, Фасты IV, )
После этих слов Клавдия лишь слегка потянула за канат и корабль с Матерью богов чудесным образом сдвинулся с места и последовал за ней.
Произошло чудо. По словам античного историка Геродиана,
"Римляне удивлялись одновременно и обнаружению воли богини и непорочности девушки" (Геродиан, История, Книга 1,11)
Целомудрие Клавдии Квинты было прославлено многими римскими историками и поэтами. Впоследствии в храме Матери богов была установлена статуя Клавдии.
Счастливая Клавдия Квинта под радостные крики римлян легко тянула корабль вверх по Тибру.
Клавдия довела корабль до места, где в Тибр впадает ручей Альмон. В прозрачных водах Альмона предстояло провести церемонию омовения фригийской богини.
Омовение Матери богов
Сначала жрецы воскурили ладан богам и принесли в жертву телицу без пятен такую,"что не знавала ярма и не познала любви". Затем омыли в водах Альмона Великую Мать богов и священную утварь для богослужения.
Обряд омовения Матери богов впоследствии стал народным праздником, который назывался "Лавацио" и проводился ежегодно 27 марта на протяжение более 500 лет.
После совершения обряда омовения Мать богов понесли в самое сердце Рима, к Палатинскому холму.
Торжественное шествие
По описанию Овидия, процессия Матери богов была очень шумной. Непрерывно звучало завывающее ритуальное пение, "неистово визжали" флейты, рокотали тимпаны и оглушительно звенели кимвалы. Под такое сопровождение фригийские жрецы несли на плечах носилки с богиней.
По словам Тита Ливия,
" весь город высыпал навстречу; перед дверями домов, мимо которых ее несли, стояли кадильницы с ладаном; молились, чтобы она вошла в Рим охотно и была милостива к нему."
Сохранилось древнее изображение, запечатлевшее шествие Матери богов: четыре жреца, одетые по-фригийски (в штанах и колпаках) несут на носилках трон, на котором стоит ларец со священным камнем.
Временный приют в храме Победы
Поскольку римляне верили, что Мать богов поможет им победить в войне с Ганнибалом, они временно поместили ее в храме богини победы Виктории на Палатинском холме.
Здесь Мать богов находилась тринадцать лет, ожидая, пока будет выстроено ее римское святилище.
Праздник Великой Матери
Со всего Рима на Палатинский холм стекался народ, приносящий разнообразные дары для Великой Матери богов. Каждый стремился сделать свое подношение прибывшей издалека новой богине.
По римскому обычаю для Великой Матери был устроен лектистерний - специальный обряд угощения богов. Изображение богини было установлено на кушетку, а перед ней поставлен стол, на который римляне приносили еду.
После угощения и приношения даров был устроен всенародный праздник в честь Матери богов. Во время праздника шли театральные представления, а на аренах устраивались цирковые зрелища.
Праздник, посвященный Великой Матери назвали Мегалезиями, или Мегалезийскими играми, - от слова "megale", что значит "великий".
Мегалезии стали одним их важнейших народных праздников Рима. Они проводились ежегодно с 4 по 12 апреля на протяжении почти 600 лет. Мегалезии шли первыми в римском календаре среди всех остальных великих праздненств. Как сказал Овидий,
«Богов породившей дается первое место, и ей первую честь воздают».
Экзотический культ
Вместе с Матерью богов в Рим были доставлены и ее жрецы, которые назывались галлы (по названию реки в Малой Азии).
Жрецы Матери богов резко отличались от строгих и благочестивых римских священнослужителей. Фригийские жрецы имели женоподобный вид, носили диковинную для римлян цветастую одежду, пользовались косметикой, завивали волосы и заплетали их в косы.
Внешняя изнеженность и женственность служителей Матери богов вызывала у римлян удивление и улыбки. Но никто не смел обидеть жреца, опасаясь гнева богини. Сохранился рассказ о том, как один римский трибун оскорбил жреца, но был тут же поражён мучительной лихорадкой и умер на третий день.
Великая Мать богов славилась большой магической силой, но требовала огромных жертв от своих служителей. Жизнь жреца проходила в добровольном жертвенном страдании ради своей богини.
Быть жрецом Великой Матери значило принести ей в жертву всего себя, не жалея ни своего тела, ни своей крови. При посвящении жрецы собственноручно оскопляли себя. В определенные дни проводились шествия с самобичеванием, во время которых жрецы впадали в транс и хлестали себя до крови особой плеткой с костяшками, наносившими неглубокие раны. После шествия жрецы окропляли своей кровью изображение богини и храмовый жертвенник.
Кровавое самобичевание и добровольное самооскопление жрецов были непонятны и неприемлемы для римлян. Сенат запретил римским гражданам становиться жрецами богини и участвовать в богослужении. Поэтому жрецов-галлов всегда привозили в Рим из Малой Азии из святилища в Пессинунте.
Победа Матери богов
После того, как римляне исполнили условие пророчества,- доставили Мать богов в Рим, - произошел коренной перелом в войне с Карфагеном.
В тот же год (204 до н.э.), пока Ганнибал еще находился в Италии, римский полководец Сципион высадился в Африке и нанес первые поражения Карфагену на его территории.
Через год (203 до н.э.) карфагенский сенат приказал Ганнибалу со всем своим войском покинуть Италию. Для Ганнибала это было совершенно неожиданно, ведь он не проиграл римлянам ни одного сражения.
Наконец, война полностью перекинулась на карфагенскую землю и в 202 г. до н.э. произошла решающая битва при Заме около Карфагена. Римская армия впервые разгромила войско Ганнибала, а сам он бежал с поля боя.
Война закончилась, как гласило пророчество из Сивиллиных книг: лишь только Великая Мать оказалась в Риме, чужеземец-враг был сначала изгнан с италийской земли, а затем побежден в своих владениях.
После долгих скитаний Ганнибал покончил жизнь самоубийством на чужбине в Малой Азии, в тех самых землях, откуда римляне привезли Мать богов.
Великая Мать - защитница и покровительница Рима
Победа над Карфагеном стала для римлян доказательством божественного вмешательства Великой Матери.
Об этом пишет в III веке христианский писатель Арнобий :
Говорят, что Великая Мать, призванная по требованию прорицателей из Пессинунта Фригийского, доставила спасение народу и была для него причиной великих радостей, ибо бывший долгое время могущественным враг был изгнан из владений Италии.
Как считали римляне, Великая Мать не только помогла победить Ганнибала, но и возвеличила и упрочила римскую державу.
Благодаря покровительству Великой Матери
прежний блеск города восстановлен через славные и знаменитые победы, и границы государства распространены в длину и ширину, и многочисленные племена, государства и народы лишены свободы, и многие другие внешние и внутренние события укрепили с непреодолимой твердостью славу и величие народа.
(Арнобий, Книга VII)
К этим словам можно добавить, что ни один враг не вступал на Италийскую землю, пока Великая Мать богов почиталась в Риме.
Сумерки языческих богов
В конце IV века нашей эры официальной религией римской империи стало христианство. В 391 г. были запрещены все языческие культы, а в 396 г. христиане разрушили храм Великой Матери. Судьба священного камня, считавшегося воплощением Матери богов, неизвестна.
С этого времени начались непрерывные вторжения варварских племен. В 401 г. в пределы Италии вторглись вестготы, а в 404 г. — остготы, вандалы и бургунды.
В 410 г. впервые в за восемь веков Рим пал, и часть города погибла в огне пожара. Великий город был захвачен и разраблен королем вестготов Аларихом. В 455 г. Рим разорили вандалы, по иронии судьбы приплывшие из Карфагена, когда-то побежденного Римом при помощи Матери богов.
Рим не мог оставаться без божественного покровительства, и на смену языческим богам пришли христианские святые. Новыми покровителями города Рима стали великие Святые апостолы Петр и Павел, а также Святой Себастьян. Уже почти полтора тысячелетия вечный город находится под их надежной защитой.
Источники:
Тит Ливий, История от основания города. Книга XXIX,14
Аппиан, Ганнибалова война, 56, 234
Овидий, Фасты Книга IV, 265-272
Арнобий, Против язычников Книга VII
Большое спасибо за прочтение статьи!