Найти тему

Как Великая Мать богов Кибела помогла римлянам победить Ганнибала

Оглавление

В предыдущей статье рассказывалось о том, как во время войны Рима с Ганнибалом страшные небесные знамения заставили римлян обратиться к пророческим книгам Сивилл.

Книги предсказали, что для победы над врагом нужно доставить в Рим фригийскую богиню Мать богов, которую греки называли Кибелой. В далекий путь за богиней отправилось посольство на пяти кораблях.

С помощью пергамского царя Аттала римляне получили воплощение Матери богов, которое оказалось священным камнем-метеоритом. Оставалось доставить богиню в Рим.

Скульптурные изображения Матери богов из фригийских храмов Малой Азии. VI в. до н.э. Музей анатолийских культур, Анкара.
Скульптурные изображения Матери богов из фригийских храмов Малой Азии. VI в. до н.э. Музей анатолийских культур, Анкара.

Путешествие Матери богов

Путешествие богини из Малой Азии в Рим подробно описал великий римский поэт Овидий в поэме "Фасты". По рассказу Овидия, для Матери богов был построен специальный корабль. Деревья для постройки корабля брались в том же месте, где тысячу дет назад рубил лес для своих кораблей легендарный предок римлян фригиец Эней.

Мать богов должна была спасти Рим, поэтому корабль, на котором она отправилась в путь, римляне назвали Navis Salvia – Корабль Спасения.

Мать богов на корабле. Римские барельефы из порта Остии в устье Тибра. II-III в.
Мать богов на корабле. Римские барельефы из порта Остии в устье Тибра. II-III в.

Овидий перечислил в поэме города и острова, мимо которых проплывал "Корабль Спасения". По описанию Овидия современные историки составили карту путешествия фригийской богини в Рим.

Путь Матери богов из Пергама в Рим.
Путь Матери богов из Пергама в Рим.

Лучший человек города Рима

По указанию Дельфийского оракула Мать богов должен был принимать лучший человек в Риме. Найти такого человека было непросто:

"Сена­то­ры лома­ли голо­ву: кто этот луч­ший чело­век в Риме? Вся­кий пред­по­чел бы это имя любой вла­сти, всем поче­стям от сена­та или наро­да." (Тит Ливий, Книга XXIX, гл. 14)

Сенат реши­л, что таким человеком был Публий Корнелий Сципион по прозвищу Назика (остроносый), молодой патриций из древнего рода Корнелиев.

Почему сенаторы выбрали именно его, античные историки не знают. Тит Ливий написал, что это

"оста­лось скры­тым в глу­бине древ­но­сти."

Впоследствии Публий Корнелий Сципион стал консулом (191 г. до н.э.) и выстроил в Риме храм для Великой Матери богов.

Церемония встречи Матери богов

По рассказу Тита Ливия, когда корабль с Матерью богов подо­шел к устью Тиб­ра, "лучший человек Рима" Публий Корнелий Сципион вышел на дру­гом кораб­ле в море, при­нял от фригийских жре­цов боги­ню и вынес ее на сушу. На берегу ее торжественно встретили пер­вые мат­ро­ны горо­да.

Устье Тибра. Порт Остия.
Устье Тибра. Порт Остия.

Аппиан и Овидий излагают более интересную версию встречи. Корабль с богиней не просто подошел к устью, а стал подниматься вверх по Тибру и завяз в речном иле. Множество крепких мужчин изо всех сил тянули корабль за канаты, но никак не могли сдвинуть его с места. Тогда прорицате­ли ска­за­ли, что корабль сдвинется и поплывет толь­ко в том слу­чае, если его будет тянуть целомудренная жен­щи­на.

Чудо Клавдии Квинты

Сре­ди встречающих была зна­ме­ни­тая патрицианка Клав­дия Квин­та. На Клавдии тяго­те­ло ложное обви­не­ние в пре­лю­бо­де­я­нии, и ее даже хотели подвергнуть суду за распутную жизнь.

Зная про себя, что она невинна, Клавдия обратилась к Матери богов с молитвой:

«О небо­жи­те­лей мать пло­до­нос­ная, внем­ли, бла­гая, Внем­ли моим ты моль­бам, коль дове­ря­ешь ты мне!
Я не чиста, гово­рят. Коль кля­нешь ты меня, я созна­юсь:
Смер­тью сво­ей пред тобой вины свои искуп­лю.
Но коль невин­на я, будь мне пору­кою в том предо все­ми:
Чистая, сле­дуй за мной, чистой покор­на руке». (Овидий, Фасты IV, )

После этих слов Клавдия лишь слегка потянула за канат и корабль с Матерью богов чудесным образом сдвинулся с места и последовал за ней.

Клавдия Квинта тянет корабль со статуей Матери богов. 1535 г. Художник Бенвенуто Тизи Гарофало. Национальная галерея старинного искусства, Рим
Клавдия Квинта тянет корабль со статуей Матери богов. 1535 г. Художник Бенвенуто Тизи Гарофало. Национальная галерея старинного искусства, Рим

Произошло чудо. По словам античного историка Геродиана,

"Римляне удивлялись одновременно и обнаружению воли богини и непорочности девушки" (Геродиан, История, Книга 1,11)

Целомудрие Клавдии Квинты было прославлено многими римскими историками и поэтами. Впоследствии в храме Матери богов была установлена статуя Клавдии.

Счастливая Клавдия Квинта под радостные крики римлян легко тянула корабль вверх по Тибру.

Клавдия Квинта тянет корабль Матери богов. Изображение на алтаре, посвященном Матери богов. I в. Капитолийские музеи, Рим
Клавдия Квинта тянет корабль Матери богов. Изображение на алтаре, посвященном Матери богов. I в. Капитолийские музеи, Рим

Клавдия довела корабль до места, где в Тибр впадает ручей Альмон. В прозрачных водах Альмона предстояло провести церемонию омовения фригийской богини.

Омовение Матери богов

Сначала жрецы воскурили ладан богам и принесли в жертву телицу без пятен такую,"что не знавала ярма и не позна­ла люб­ви". Затем омыли в водах Альмона Великую Мать богов и священную утварь для богослужения.

Обряд омовения Матери богов впоследствии стал народным праздником, который назывался "Лавацио" и проводился ежегодно 27 марта на протяжение более 500 лет.

После совершения обряда омовения Мать богов понесли в самое сердце Рима, к Палатинскому холму.

Торжественное шествие

По описанию Овидия, процессия Матери богов была очень шумной. Непрерывно звучало завывающее ритуальное пение, "неистово визжали" флейты, рокотали тимпаны и оглушительно звенели кимвалы. Под такое сопровождение фригийские жрецы несли на плечах носилки с богиней.

По словам Тита Ливия,

" весь город высы­пал навстре­чу; перед две­ря­ми домов, мимо кото­рых ее нес­ли, сто­я­ли кадиль­ни­цы с лада­ном; моли­лись, чтобы она вошла в Рим охот­но и была мило­сти­ва к нему."
Мать богов вступает в Рим. В виде шара изображен священный камень-метеорит. Фрагмент картины Андреа Мантенья "Введение культа Кибелы в Риме." 1506 г. Национальная галерея, Лондон.
Мать богов вступает в Рим. В виде шара изображен священный камень-метеорит. Фрагмент картины Андреа Мантенья "Введение культа Кибелы в Риме." 1506 г. Национальная галерея, Лондон.

Сохранилось древнее изображение, запечатлевшее шествие Матери богов: четыре жреца, одетые по-фригийски (в штанах и колпаках) несут на носилках трон, на котором стоит ларец со священным камнем.

Процессия Матери богов. Барельеф на римском алтаре. I-III в. Музей Фицуильяма, Кембридж.
Процессия Матери богов. Барельеф на римском алтаре. I-III в. Музей Фицуильяма, Кембридж.

Временный приют в храме Победы

Поскольку римляне верили, что Мать богов поможет им победить в войне с Ганнибалом, они временно поме­сти­ли ее в хра­ме богини победы Виктории на Пала­тинском холме.

Здесь Мать богов находилась тринадцать лет, ожидая, пока будет выстроено ее римское святилище.

Храмы Палатинского холма в I в. Современная реконструкция. Слева вверху - храм Великой Матери (построен в 191 г. до н.э.), рядом с ним маленький храм Виктории. Большой храм справа - храм Аполлона.
Храмы Палатинского холма в I в. Современная реконструкция. Слева вверху - храм Великой Матери (построен в 191 г. до н.э.), рядом с ним маленький храм Виктории. Большой храм справа - храм Аполлона.

Праздник Великой Матери

Со всего Рима на Палатинский холм стекался народ, приносящий разнообразные дары для Великой Матери богов. Каждый стремился сделать свое подношение прибывшей издалека новой богине.

По римскому обычаю для Великой Матери был устро­ен лек­ти­стер­ний - специальный обряд угощения богов. Изображение богини было установлено на кушетку, а перед ней поставлен стол, на который римляне приносили еду.

После угощения и приношения даров был устроен всенародный праздник в честь Матери богов. Во время праздника шли театральные представления, а на аренах устраивались цирковые зрелища.

Праздник, посвященный Великой Матери назвали Мегалезиями, или Мегалезийскими играми, - от слова "megale", что значит "великий".

Праздничная процессия Великой Матери богов. Иллюстрация XIX в.
Праздничная процессия Великой Матери богов. Иллюстрация XIX в.

Мегалезии стали одним их важнейших народных праздников Рима. Они проводились ежегодно с 4 по 12 апреля на протяжении почти 600 лет. Мегалезии шли первыми в римском календаре среди всех остальных великих праздненств. Как сказал Овидий,

«Богов поро­див­шей дает­ся пер­вое место, и ей первую честь воздают».

Экзотический культ

Вместе с Матерью богов в Рим были доставлены и ее жрецы, которые назывались галлы (по названию реки в Малой Азии).

Жрецы Матери богов резко отличались от строгих и благочестивых римских священнослужителей. Фригийские жрецы имели женоподобный вид, носили диковинную для римлян цветастую одежду, пользовались косметикой, завивали волосы и заплетали их в косы.

Жрецы Великой Матери богов. Слева  - статуя III в. Музей в Шершеле, Алжир. Справа - надгробная статуя II в. Капитолийские музеи, Рим.
Жрецы Великой Матери богов. Слева - статуя III в. Музей в Шершеле, Алжир. Справа - надгробная статуя II в. Капитолийские музеи, Рим.

Внешняя изнеженность и женственность служителей Матери богов вызывала у римлян удивление и улыбки. Но никто не смел обидеть жреца, опасаясь гнева богини. Сохранился рассказ о том, как один римский трибун оскорбил жреца, но был тут же поражён мучительной лихорадкой и умер на третий день.

Великая Мать богов славилась большой магической силой, но требовала огромных жертв от своих служителей. Жизнь жреца проходила в добровольном жертвенном страдании ради своей богини.

Быть жрецом Великой Матери значило принести ей в жертву всего себя, не жалея ни своего тела, ни своей крови. При посвящении жрецы собственноручно оскопляли себя. В определенные дни проводились шествия с самобичеванием, во время которых жрецы впадали в транс и хлестали себя до крови особой плеткой с костяшками, наносившими неглубокие раны. После шествия жрецы окропляли своей кровью изображение богини и храмовый жертвенник.

Жрец Матери богов с предметами культа. На левом плече висит плеть для самобичевания. В правой руке жрец держит кропило. Надгробный памятник II в. н.э. Капитолийские музеи, Рим.
Жрец Матери богов с предметами культа. На левом плече висит плеть для самобичевания. В правой руке жрец держит кропило. Надгробный памятник II в. н.э. Капитолийские музеи, Рим.

Кровавое самобичевание и добровольное самооскопление жрецов были непонятны и неприемлемы для римлян. Сенат запретил римским гражданам становиться жрецами богини и участвовать в богослужении. Поэтому жрецов-галлов всегда привозили в Рим из Малой Азии из святилища в Пессинунте.

Победа Матери богов

После того, как римляне исполнили условие пророчества,- доставили Мать богов в Рим, - произошел коренной перелом в войне с Карфагеном.

В тот же год (204 до н.э.), пока Ганнибал еще находился в Италии, римский полководец Сципион высадился в Африке и нанес первые поражения Карфагену на его территории.

Через год (203 до н.э.) карфагенский сенат приказал Ганнибалу со всем своим войском покинуть Италию. Для Ганнибала это было совершенно неожиданно, ведь он не проиграл римлянам ни одного сражения.

Наконец, война полностью перекинулась на карфагенскую землю и в 202 г. до н.э. произошла решающая битва при Заме около Карфагена. Римская армия впервые разгромила войско Ганнибала, а сам он бежал с поля боя.

Война закончилась, как гласило пророчество из Сивиллиных книг: лишь только Великая Мать оказалась в Риме, чужеземец-враг был сначала изгнан с италийской земли, а затем побежден в своих владениях.

После долгих скитаний Ганнибал покончил жизнь самоубийством на чужбине в Малой Азии, в тех самых землях, откуда римляне привезли Мать богов.

Ганнибал выпивает яд (192 г. до н.э.). Гравюра XIX в.
Ганнибал выпивает яд (192 г. до н.э.). Гравюра XIX в.

Великая Мать - защитница и покровительница Рима

Победа над Карфагеном стала для римлян доказательством божественного вмешательства Великой Матери.

Об этом пишет в III веке христианский писатель Арнобий :

Говорят, что Великая Мать, призванная по требованию прорицателей из Пессинунта Фригийского, доставила спасение народу и была для него причиной великих радостей, ибо бывший долгое время могущественным враг был изгнан из владений Италии.
Великая Мать богов Кибела. Римская скульптура. 50 г. н.э. Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Великая Мать богов Кибела. Римская скульптура. 50 г. н.э. Музей Гетти, Лос-Анджелес.

Как считали римляне, Великая Мать не только помогла победить Ганнибала, но и возвеличила и упрочила римскую державу.

Благодаря покровительству Великой Матери

прежний блеск города восстановлен через славные и знаменитые победы, и границы государства распространены в длину и ширину, и многочисленные племена, государства и народы лишены свободы, и многие другие внешние и внутренние события укрепили с непреодолимой твердостью славу и величие народа.
(Арнобий, Книга VII)

К этим словам можно добавить, что ни один враг не вступал на Италийскую землю, пока Великая Мать богов почиталась в Риме.

Скульптуры, принесенные в дар Великой Матери богов. Слева - статуя из Рима (III в. ). Неаполитанский музей. Справа - статуя из Пергама (II в. до н.э.). Эфесский музей, Вена.
Скульптуры, принесенные в дар Великой Матери богов. Слева - статуя из Рима (III в. ). Неаполитанский музей. Справа - статуя из Пергама (II в. до н.э.). Эфесский музей, Вена.

Сумерки языческих богов

В конце IV века нашей эры официальной религией римской империи стало христианство. В 391 г. были запрещены все языческие культы, а в 396 г. христиане разрушили храм Великой Матери. Судьба священного камня, считавшегося воплощением Матери богов, неизвестна.

С этого времени начались непрерывные вторжения варварских племен. В 401 г. в пределы Италии вторглись вестготы, а в 404  г. — остготы, вандалы и бургунды.

В 410 г. впервые в за восемь веков Рим пал, и часть города погибла в огне пожара. Великий город был захвачен и разраблен королем вестготов Аларихом. В 455 г. Рим разорили вандалы, по иронии судьбы приплывшие из Карфагена, когда-то побежденного Римом при помощи Матери богов.

Рим не мог оставаться без божественного покровительства, и на смену языческим богам пришли христианские святые. Новыми покровителями города Рима стали великие Святые апостолы Петр и Павел, а также Святой Себастьян. Уже почти полтора тысячелетия вечный город находится под их надежной защитой.

Источники:

Тит Ливий, История от основания города. Книга XXIX,14

Аппиан, Ганнибалова война, 56, 234

Овидий, Фасты Книга IV, 265-272

Геродиан, История Книга 1,11

Арнобий, Против язычников Книга VII

Большое спасибо за прочтение статьи!