Российские законы обязывают водителей соблюдать технические регламенты Таможенного союза. Они запрещают самовольное изменение конструкции автомобиля и требуют проводить экспертизу любых доработок, влияющих на ходовые качества и безопасность машины. Мы расскажем об одной из самых сложных процедур — установке неоригинальных фар по ГОСТу.
Какие изменения нужно узаконить?
По техническому регламенту автомобиль должен пройти экспертизу, если в нём:
- отличаются расположение ламп и отражателей;
- изменились высота фары от земли и расстояние до борта автомобиля;
- поменялись форма и конфигурация блок-фары;
- установлены лампы не того типа, что указан в заводской спецификации.
Если вы собираетесь поменять галогеновые фары на ксеноновые или светодиодные, вам придётся получить разрешение и подтвердить безопасность автомобиля для других участников дорожного движения. То же касается тюнинговой светотехнике, которая отличается по форме и расположению элементов.
Категорически запрещается использовать фары, которые не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001. Напоминаем, что он регламентирует яркость, силу и цвет светового потока, а также дальность и ширину освещённого участка. Этот же стандарт используют при регулировке автомобильной светотехники.
Закон разрешает менять лампы в фарах, если они соответствуют спецификациям производителя. К примеру, вы можете установить более мощные галогеновые лампы или диоды холодного света, если это не противоречит требованиям ГОСТ. Узаконивать такую доработку не нужно. К тому же, операцию можно провести своими руками, без оформления документов.
Как оформить замену фар?
Процедура очень похожа на установку иного двигателя или коробки передач. Чтобы поменять фары, вначале нужно взять у продавца копии сертификатов соответствия правилам безопасности. Вместе с копиями ПТС, СТС и паспорта собственника их отправляют в экспертный центр. Если у вас есть сомнения в подлинности документов на светотехнику, лучше сразу провести проверку на сайте Федеральной службы аккредитации.
Специалисты должны решить, возможна ли такая переделка и не будет ли она нарушать технические регламенты. Если ответ положительный, в ответ вы получите заключение о законности переоборудования. Его подают в ГИБДД лично или через портал «Госуслуги». Сотрудники МРЭО могут потребовать, чтобы в заключении была фраза «Все работы будут выполнены в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 и Техническими регламентами Таможенного союза». Если её нет в документе, вас могут отправить за новым экземпляром.
ГИБДД даст ответ в течение трёх рабочих дней. Если он положительный, вы можете поменять фары автомобиля. Это лучше делать в сервисном центре, который оформит декларацию на выполненные работы и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Если вы собираетесь заниматься переоборудованием самостоятельно, придётся загрузить бланки с сайта ГИБДД, а затем заверить документы у нотариуса.
После замены обязательно проводится регулировка фар по ГОСТу. Её также доверяют профессионалам — выставить правильное положение без специального стенда почти невозможно. Кстати, лампам с силой светового потока более 2000 люмен понадобится автоматический корректор уровня. Покупая это дорогое приспособление, не забудьте потребовать сертификаты — они тоже пригодятся для легализации доработок.
Когда автомобиль будет приведён в идеальный порядок, вам нужно будет вернуть его в экспертный центр. Учтите, что передвигаться своим ходом запрещено — изменения в конструкции ещё не получили одобрения. Придётся вызывать эвакуатор. Если специалисты решат, что все работы выполнены правильно и фары соответствуют ГОСТу, вам выдадут заключение о безопасности транспортного средства.
Вновь вызывайте эвакуатор и везите автомобиль в МРЭО. Возьмите с собой все документы:
- Заключение о безопасности транспортного средства.
- Сертификаты на установленное оборудование.
- Экспертное заключение о возможности переоснащения.
- ПТС (если он бумажный), СТС и гражданский паспорт.
- Декларацию о выполненных работах.
Подавайте документы в окно регистрации. Вам сообщат, когда можно будет провести осмотр автомобиля. Если инспектор не обнаружит нарушений, вам выдадут СТС с особыми отметками и внесут изменения в ПТС. После этого можно будет пользоваться машиной без ограничений.
Сколько придётся потратить на переоформление?
В идеальной ситуации, когда все документы принимаются с первого раза, вам придётся уплатить 10–15 тысяч рублей. Продолжительность процедуры — от 2 до 4 недель. Но реальность часто вносит свои корректировки. В отзывах водители говорят, что многочисленные уточнения и поправки в документах увеличивают стоимость замены фар до 20–25 тысяч рублей. А машину приходится оставлять без движения на 1,5–3 месяца, пока не будет принято решение о законности переоснащения.
Что касается технической стороны вопроса, всё зависит от выбранной вами светотехники. Если по техническому регламенту вам можно менять фары без автоматического корректора, работы и материалы для установки «ксенона» или светодиодов обойдутся в 7–10 тысяч рублей. Корректор будет стоить ещё 10–20 тысяч рублей, а омыватели — до 5 тысяч рублей.
Есть ли альтернатива?
Если вы недовольны мощностью штатных фар, можно попробовать обойтись минимальными мерами:
- Установить более мощные лампы.
- Поменять линзы в фарах на новые.
- Отполировать колпаки.
- Заменить потускневшие отражатели.
- Провести диагностику электрики и поменять неисправные детали.
Заключение
Замена фар в автомобиле очень сложна с юридической точки зрения. Вам придётся доказать возможность переоборудования, безопасность конструкции машины и правильность выполнения работ. Если у вас возникла такая необходимость, обращайтесь в авторизованный сервисный центр. Его специалисты быстро установят новую светотехнику, соберут необходимый пакет документов и помогут быстро пройти регистрацию в ГИБДД.