В последний день, несмотря на то, что днем мне надо было уже отправляться в аэропорт, я все- таки рискнула еще заехать в одно место, которое планировала увидеть. Захотелось напоследок увидеть самую красивую церковь Парижа, белую, как лебедь, с такой же изящной грацией. Это церковь святого Сердца или Сакре Кер.
Она на Монмартре, этот квартал Парижа мне показался бедным и невыразительным. Да и добираться от метро довольно запутанно – улочки мелкие, узкие, порой даже на карте не обозначены. Приходилось то и дело спрашивать направление, причем как при подъеме на гору Монмартр, так и при спуске с нее. Но в целом оказалось, что не так-то и далеко, и я за 2 часа обернулась – удалось подняться к храму, парящему белой птицей над Парижем, зайти в него и спуститься достаточно быстро к метро.
Фото 40 Церковь св. Сердца Парижа
Интерьер церкви поражает великолепием и роскошью, со всех сторон скульптуры и изображения ангелов и святых. Под куполом большая фреска, излучающая радость и свет. В ее центре – фигуры поющих и играющих на музыкальных инструментах ангелов в белых одеждах на фоне неба, сверкающего золотыми звездами.
Фото 40-1 Интерьер церкви св. Сердца
За 4 дня пребывания в Париже я, наконец, освоила метро, которое по началу пугает путаницей и отсутствием больших схем и четких указателей, к которым привыкаешь в Москве. Но к концу путешествия, наконец, перестала всюду передвигаться только пешком. А на метро из Монмарта легко добраться до центра.
У меня оставалось еще пару часов в запасе, чтобы снова зайти в Собор Парижской Богоматери и посидеть на скамеечке на берегу Сены, помолиться и помечтать о красивой жизни – о новых незабываемых путешествиях и удивительных приключениях, о возможности снова вернуться однажды в Париж, который снова, как и в первый раз показался мне королевским городом.
Фото 41 Собор Парижской Богоматери
Вспоминая эти дни, проведенные в Париже, удивляюсь, как много удалось увидеть и, самое главное, почувствовать особую атмосферу города, бродя по его паркам, садам и бульварам. Возможно, было бы лучше освоить сразу метро и съездить не только в Версаль и на Монмартр, но и в другие районы, вместо того, чтобы каждый день кружить только по центру, проходя огромные расстояния от Монпарнаса до Елисейских полей и обратно.
Возможно, но зато, несмотря на уставшие ноги, я обошла кругом весь центр, и город стал для меня более связным и понятным. Мой неизменный маршрут лежал от бульваров Монпарнаса через весь Сен- Жермен, насквозь через Люксембургский парк, вдоль всех бульваров Сен- Мишеля до набережной Сены. Затем через мост на остров Сите и до Лувра. Оттуда через долгий сад Тюильри до Елисейских полей, а по ним до Триумфальной арки.
Или вторым путем от Монпарнаса прогуляться по всему бульвару Риспаль до музея Д’Орсе, а затем через Новый мост и мимо помпезного здания Жандармерии по набережной Орфевр до Лувра. Оттуда мимо великолепной башни Сен Жак направиться в сторону Палас Рояль к Парижской опере.
Или пойти совсем в другую сторону от Монпарнаса по всему бульвару Мэн до площади Инвалидов с великолепным храмом, с тем, чтобы направиться отсюда к самому красивому мосту Парижа – мосту Александра, перейти к Малому дворцу, а потом выйти на Елисейские поля уже со стороны Триумфальной арки.
Фото 42 Набережная Сены
Дня не хватило, впрочем, как всегда! А то я бы и до Эйфелевой башни дошла пешком! На самом деле от пл. Инвалидов она не так и далеко. Но поскольку ее видно издалека, даже из сада Тюильри, то эта близость обманчива, и может лишь казаться, что рядом, а идти и идти, а башня все так и будет сверкать на горизонте.
Это как в любви – чем дольше ты рядом, тем ближе становится тебе этот человек, и чем ближе ты его узнаешь, тем дороже он становится. И теперь, как бы далеко ты ни был, он всегда кажется рядом.
Так и Париж, я знаю, теперь всегда будет рядом со мной. Все эти улицы и проспекты, о которых я столько читала (ведь прочла практически все романы Бальзака, Мопассана, Гюго, Жорж Санд и Дюма, и в каждом был Париж!), теперь все это ожило и обрело смысл.
Я не говорила в Париже на языках, которые знаю, ни по- английски, ни по- итальянски, но вслушивалась и вслушивалась в мелодику французского языка, грамматически и лексически похожего на итальянский, но совершенно с другой фонетикой. И мне нравилось, когда приходило понимание.
Ничего удивительного, даже не уча французский, многое понимается само собой, ведь столько песен прослушано - они звучали всю жизнь – от Шарля Азнавура и Эдит Пиаф до Сальваторе Адамо и Джо Дассена, потом любимые Патрисия Каас и Лара Фабиан. Во множестве песен помнятся даже целые фразы или слова, а много понимается по созвучности с итальянским.
На прощание я бросила в Сену сразу две монетки с моста Сен Мишель. Они блеснули на солнце обещанием исполнить загаданное и через мгновение уже погрузились в бурные воды неизвестного будущего.
Не успела даже сказать, как хочется вернуться в город, еще не ставший близким, но уже показавшийся мне теплым и открытым, искренним и гостеприимным. И воистину королевским по своей красоте и размаху.
Фото 43 Париж, заключение
Все фото в рассказе авторские.
Октябрь 2013 Париж