Будто бы сама судьба распорядилась, чтобы хореограф Мессерер связал свою жизнь с балетом. Однако этот художник проложил свой творческий путь сам.
Сценический путь выходца из знаменитой семьи
Михаил Мессерер родился в декабре 1948 года в семье, имеющей непосредственное отношение к миру балета. Его мать — Суламифь Михайловна Мессерер, прима-балерина Большого, ставшая приемной матерью для Майи Плисецкой. Отец, Григорий Эммануилович Левитин, был мото- и автогонщиком, основал школу фигурно-акробатической езды по вертикальной стене. Вслед за матерью Михаил выбрал искусство классического танца, и в 1968 году окончил Московское академическое хореографическое училище. Уже в следующем году его приняли в труппу Большого театра. Сценическая карьера Мессерера оказалась богатой на локации: он танцевал в ленинградском Театре имени Кирова, Пермском театре оперы и балета, а также в Пражском национальном балете в качестве приглашенного артиста.
В 30 лет Михаил Мессерер меняет вектор своей творческой деятельности: в 1978 году, будучи выпускником ГИТИСа, он становится педагогом-балетмейстером. Новая глава в жизни проходит в новых декорациях: Мессерер эмигрирует за рубеж.
Гражданин мира: хореограф в России и за рубежом
1980-е годы для Михаила Мессерера и его матери Суламифь начинаются с эмиграции. Оказавшись в Японии на гастролях, они просят политического убежища в токийском посольстве США. Михаил Григорьевич так вспоминает об этом решении:
«Мои причины известны: хотелось жить свободно, чтобы дети и внуки рождались свободными людьми. Мне хотелось ездить куда пожелаю, работать там, где меня приглашают, и свободно говорить то, что я считаю нужным, да и мыслить свободно. Но это было давно».
С этого времени он преподает на крупнейших сценических площадках мира: в Америке, Париже, Италии, Швеции, Дании, а также работает с другими труппами мира. Более четверти века, начиная с 1980-х годов, Михаил Григорьевич оставался приглашенным педагогом лондонского «Ковент-Гардена».
Но и связи с Россией не были разорваны окончательно: с 2000-х годов Мессерер работает с труппами Мариинского и Большого театров. Так, в Мариинке он занимал должность приглашенного педагога с 2002 по 2009 годы. В это же время он восстановил постановку «Класс-концерт» для Большого театра (2007 год), которую ранее готовил для главной московской сцены его дядя Асаф Мессерер.
Следующий этап — с 2009 по 2018 годы — оказался связан для Мессерера с труппой петербургского Михайловского театра, где он работал главным балетмейстером. С 2019 года Михаил Григорьевич остался главным приглашенным балетмейстером Михайловского театра.
Вечная любовь к классике
Особой сферой профессиональных интересов Мессерера всегда были классические балеты. Так, для Михайловского театра он поставил «Лебединое озеро» (2009), «Дон Кихота» (2012), «Корсара» (2015), «Золушку» (2017), «Конька-Горбунка» (2021). Сам балетмейстер так однажды сказал о своем творческом методе:
«Я стараюсь дать артистам возможность познакомиться с различными стилями. Наша труппа стоит на трех китах: классике XIX века, современных балетах и балетах того периода, который вы называете сталинским».
Более 53 лет Михаил Григорьевич Мессерер посвятил балету, и этот судьбоносный выбор для него не случаен:
«…если классический балет (а это материя нежная) не пестовать, он действительно может исчезнуть, и будет жаль: я нахожу классический балет одним из высших достижений человеческой цивилизации».