Найти в Дзене
Грунтовозов

Определение водонасыщения асфальта, способы уменьшить водонасыщение дорожного покрытия

Оглавление

Стандартный метод определения водонасыщения асфальта описан в ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».

В соответствии с ним могут исследоваться:

  • Образцы АБС, приготовленные в лабораторных условиях
    Такие испытания проводятся для определения свойств конкретного состава. Они позволяют судить о качестве смеси и ее соответствии нормативам.
  • Вырубки (керны) из готового дорожного покрытия или основания
    Исследования вырубок проводятся для оценки качества дорожных работ.

Начинается испытание с подготовки образцов. Если речь идет об АБС, то из нее отбирается несколько проб (не менее 3), которые затем уплотняются в гидравлическом прессе под давлением в 40 МПа. Вырубки из покрытия очищаются от мусора и промываются, после чего высушиваются до постоянной массы.

В дождливую погоду трещины и ямы на асфальте заполняются водой
В дождливую погоду трещины и ямы на асфальте заполняются водой

Процедура измерения выглядит таким образом:

  1. Подготовленные образцы взвешивают на воздухе и фиксируют массу g.
  2. Затем их погружают в воду комнатной температуры, выдерживают 30 минут и взвешивают в воде, а затем на воздухе. Записывают массы g1 и g2 соответственно. Часто исследователи не проводят эти замеры специально, а берут значения, полученные в ходе определения средней плотности.
  3. Взвешенные образцы или керны помещают в емкость с водой так, чтобы она покрывала их не менее чем на 3 см. Ее помещают в вакуумную установку под давлением до 2000 Па.
  4. Образцы, приготовленные из горячих смесей, держат под вакуумом в течение часа, холодный асфальт – 30 мин.
  5. Затем вакуум сбрасывают, и образцы выдерживают еще 30 мин в воде под атмосферным давлением.
  6. Асфальт извлекают из вакуумной установки, убирают излишки воды тряпкой и взвешивают на воздухе. Получают массу g5.
  7. Водонасыщение W вычисляют по формуле:
Формула для вычисления водонасыщения
Формула для вычисления водонасыщения

Такие расчеты осуществляются для всех испытываемых образцов – обычно их три. За итоговое значение берется среднеарифметическое всех измерений.

При исследовании кернов добавляется еще один шаг – подготовка переформованных образцов. Это вырубки из готового асфальтового слоя, которые переуплотняют заново – уже в лаборатории. Сравнение показателей обычных и переформованных образцов позволяет оценить качество дорожных работ. В идеале они должны быть если не одинаковыми, то очень близкими.

Процедура переформовки выглядит так:

  1. Вырубки разогреваются до температуры около 150°С. В результате битум плавится, а асфальт превращается в сыпучую смесь – как при укладке.
  2. Смесь размельчают вручную. Мелкие зерна отделяют от крупных, а комки материала разрыхляют.
  3. Пробы размельченной смеси загружают в гидравлический пресс и уплотняют под давлением 40 МПа в течение 3 минут.

Полученные образцы используются в качестве эталона. Для них проводятся все те же испытания, что и для обычных вырубок. Затем результаты сравниваются.

Если водонасыщение лабораторного образца соответствует норме, а у керна из покрытия оно завышено – значит, при укладке были допущены серьезные ошибки. Если же показатель в обоих случаях выходит за рамки нормы, то проблема в самом материале.

Для асфальтобетона нормируются оба значения водонасыщения: для обычных образцов и переформованных. Давайте остановимся на этом подробнее.

Требования к водонасыщению асфальта

Технические характеристики горячих (теплых) и холодных АБС нормируются в соответствии с ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон для автодорог и аэродромов». Для литого асфальта применяется отдельный стандарт – ТУ 5718-002-04000633-2006.

Но прежде чем мы перейдем к разговору о водонасыщении, давайте вспомним две важные классификации асфальтобетона: по остаточной пористости и содержанию щебня.

Выделяются четыре вида АБС по пористости:

  • Высокопористые (остаточная пористость 10-18%)
  • Пористые (5-10%)
  • Плотные (2,5-5%)
  • Высокоплотные (1-2,5%)

По содержанию щебня асфальт делится на типы:

  • Тип А: 50-60% щебня
  • Тип Б (Бх): 40-50% щебня или гравия
  • Тип В (Вх): 30-40% щебня или гравия
  • Тип Г (Гх): песчаный (с отсевом дробления)
  • Тип Д (Дх): песчаный (с природным песком)

Конкретные значения разнятся в зависимости от вида асфальта. Например, у высокоплотного материала водонасыщение должно быть минимальным. А для пористых смесей, которые не используются в ответственном дорожном строительстве, требования менее жесткие.

Для горячих плотных и высокоплотных смесей показатели нормируются таким образом:

Показатели водонасыщения для горячих плотных и высокоплотных асфальтобетонных смесей
Показатели водонасыщения для горячих плотных и высокоплотных асфальтобетонных смесей

Для остальных видов асфальта нормы такие:

  • Горячие пористые смеси – от 4% до 10%
  • Горячие высокопористые смеси – от 10% до 18%
  • Холодный асфальт – от 5% до 9%

Жесткие требования предъявляются к литому асфальту. Ведь этот дорогой материал в России применяется в основном там, где нужны покрытия высшего качества – на автомагистралях и мостах.

Литые АБС делятся на пять типов по следующим критериям:

Таблица типов литого асфальта
Таблица типов литого асфальта

Значения водонасыщения у них нормируются таким образом:

  • Типы I, II – не более 1%
  • Тип III – не более 5%
  • Тип IV – не более 7%
  • Тип V – не более 0,5%

Как видите, чем качественнее асфальт, тем ниже должно быть его водонасыщение.

В заключительном разделе статьи мы поговорим о том, какие дополнительные меры принимают производители для создания наилучших составов.

Как можно уменьшить водонасыщение дорожного покрытия

Задача производителя на этапе проектирования смеси – подобрать такой состав, чтобы он обладал оптимальными характеристиками по ГОСТу. Но иногда с этим возникают сложности.

Например, для покрытий сильно нагруженных дорог хорошо подходят смеси с высоким содержанием щебня. Они отличаются прочностью и хорошо сопротивляются деформациям. Но мы уже отмечали, что чем больше в материале крупного заполнителя, тем он пористее. Как тогда добиться низкого водонасыщения?

Для этого можно дополнительно модифицировать состав:

  • Увеличить содержание битума
  • Использовать полимернобитумное вяжущее
  • Внести добавки поверхностно-активных веществ (ПАВ)
  • Внести резиновую крошку

Давайте кратко рассмотрим эти способы.

Увеличение содержания битума

Снижение водонасыщения в этом случае происходит за счет того, что зерна наполнителя обволакиваются более толстой битумной пленкой. Соответственно, объем пустот между ними уменьшается.

Однако в этом деле важно не переборщить. Избыток битума в АБС делает ее пластичной и податливой. Покрытие из такого материала легко деформируется под колесами машин.

Полимернобитумное вяжущее

Такой вид вяжущего получается, когда в битум вносят полимерные добавки. При этом полимер растворяется или набухает в битуме, структурируя его. Поэтому такие модификации еще называют стабилизирующими.

Асфальт на полимернобитумном вяжущем имеет меньше открытых пор – таких, в которые может попасть влага из окружающей среды. Соответственно, показатель водонасыщения у него снижается.

Добавки поверхностно-активных веществ (ПАВ)

Это вещества, которые при внесении в смесь обеспечивают гидрофобизацию минерального наполнителя – он начинает отталкивать влагу. Благодаря этому улучшается его сцепление с битумом, который плотно обволакивает зерна щебня и песка и не отслаивается при контакте с водой.

Использование ПАВ благоприятно сказывается как на водонасыщении, так и на водостойкости асфальта.

Резиновая крошка

Прорезиненный асфальт активно используется в странах Европы и США для покрытия автомагистралей с высоким трафиком. Это обусловлено его физико-механическими показателями: прочностью, хорошим сопротивлением деформации и свойством шумопоглощения. В России эта технология еще не так распространена, но тоже понемногу входит в практику.

Внесение резиновой крошки – это не основной способ понизить водонасыщение. Все-таки основная цель у этой модификации другая. Тем не менее, по этому показателю прорезиненный асфальт превосходит обычный.

Закономерно возникает еще один вопрос: что делать, если высокое водонасыщение – это результат плохой укладки? Можно ли с этим что-то сделать?

В теории – ответ положительный. Нужно просто разогреть покрытие до температуры уплотнения и заново пройтись по нему катками. В конце концов, технически это мало отличается от переформовки вырубок в лаборатории. Но загвоздка в том, что укладывается АБС при температуре от 100°С. А слой дорожного покрытия – это несколько тонн материала. Разогреть его до нужной температуры, да еще и равномерно по всей площади, на практике нереально. Проще будет снять некачественный асфальт и положить новый, воспользовавшись на этот раз услугами более ответственного подрядчика.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #водонасыщение #водонасыщение асфальта #водонасыщение асфальтобетона #свойства асфальта #полезные советы