Ностальгия – одно из сильнейших чувств. Сложно как-то логически объяснить это свойство человеческой памяти, но в своих воспоминаниях мы чаще всего действительно оставляем в основном хорошее. Вспомните себя в детстве? Прекрасно же было! Все живы-здоровы, забот не так много, решай свои маленькие задачки навроде собирания конструктора или рисования домика акварелью. Или вот оглянитесь на период своего юношества и молодости (если таковая уже прошла) – ведь как все было замечательно! Полон сил, энергии, столько разных возможностей. Ты не знал, как сложится любой твой вечер и каждый такой вечер действительно мог превратиться в приключение. А еще от каждого из этих прошедших периодов мы забрали с собой какие-то образы, оставили для себя какие-то символы, которые, безусловно стали соотносить со своими самыми теплыми воспоминаниями об ушедших годах.
Мы забираем с собой фильмы, музыку, что-то еще из того периода, что нам понравилось или что просто было популярно тогда. И, как только мы где-то случайно натыкаемся на что-то из того периода, то в нас непременно оживают воспоминания о том времени.
И так уж выходит, что сценарный и творческий мировой кризис открыл перед производителями контента широкие просторы эксплуатации нашей ностальгии. Просто оглянитесь вокруг: сколько сейчас выпускается бесконечных продолжений фильмов. Сколько снимается спин-оффов по отличным фильмам прошлого. Иногда эти произведения удачные, а иногда лучше бы их не было вовсе.
То же самое и с музыкой. Все чаще я натыкаюсь на попсовые хиты прошлого, которые сделаны в современной обработке. И людям это максимально заходит, потому что отлично играет на их чувстве ностальгии.
Но, что логично, если есть спрос, то будет и предложение. Не мы ли сами вынуждаем контент-мейкеров эксплуатировать нашу ностальгию? Ведь мы становимся все более заскорузлые, все более привычные к своему мирку, где все понятно и известно. Где любой выход за рамки привычного сопряжен для нас со страхом и недоверием ко всему новому. И потому мы с таким удовольствием поглощаем продолжения/приквелы/спин-оффы всего того, что когда-то давно понравилось нам.
Так что, по сути, все это есть причина и следствие.