Изображение Бога Отца в православной иконографии

2,4K прочитали

Бога Отца традиционно не изображают на иконах, чему есть богословское обоснование. Тем не менее, были случаи изображения Бога Отца, некоторые особо распространившиеся иконы даже были осуждены соборно. Большинство из них остались в истории и увидеть их в повседневности крайне маловероятно. Хотя есть и исключительный случай, каноническая икона Пресвятой Троицы, почитание которой широко распространено и по сей день. Обо всем этом подробнее ниже.

Почему нельзя изображать Бога Отца?

Ответ лежит на поверхности: мы не знаем, как Он выглядит. Если Бог Сын являлся в ветхозаветные времена, например, в Неопалимой Купине, а в новозаветное время и вовсе воспринял человеческое естество, если Бог Святой Дух являлся в виде голубя, то образ Отца нам неизвестен. Св. Иоанн Дамаскин сказал на Седьмом Вселенском Соборе: ”Мы не изображаем Господа Отца потому, что не видим Его, если бы мы видели Его, то и изображали бы”.

Единственным основанием, которое могло бы позволить написать икону Бога Отца было видение пророка Даниила: “Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь... Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему, владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” (Дан. 7:9,13,14).

Многие толкователи в этом видении отождествляют Сына Человеческого и Ветхого днями: “Что значит достиже Ветхого денми, пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а все исполняет. ? Это значит, что Сын достиг славы Отца” (Св. Кирилл Александрийский). Подобное толкование крепко закрепилось в Церкви, что и выразилось в ее гимнографии: “«Мысленно научашеся Даниил, Человеколюбче, Твоим тайнам; на облаце бо яко Сына Тя человеча грядуща, языков всех яко Судию и Царя, зряще ума чистотою» (канон Пророку Даниилу и трем отрокам). Так как Бог здесь является в откровении отдельному человеку и ввиду неоднородности толкований, Церковь решила не полагаться всецело на пророческое видение, тем самым не считая его достаточным основанием для изображения Бога Отца.

Неканонические иконы Бога Отца и ответ Церкви

“Отечество”
“Отечество”
“Сопрестолие”
“Сопрестолие”

Вопрос изображения Бога Отца на 7-ом Вселенском соборе не рассматривался формально, а потому канона, запрещающего это, не было. Главным критерием возможности изображения Божества было Его зримое воплощение. Из-за отсутствия прямого запрета и неверного толкования Писания, иконы с Богом Отцом все же начали появляться, хоть они и не признавались Церковью. Со временем они распространились настолько, что это потребовало соборного обсуждения.

Стоглавый собор в 1551 году запретил изображения Бога Отца. Были запрещены распространенные на тот момент иконы: Сопрестолие, Отечество, Ветхий денми, Распятие в лоне Отчем, Саваоф, Шестоднев, Всевидящее Око, Отче наш, Премудрость.

Этот запрет не возымел большого эффекта, поскольку на Московском соборе (1666 г.) вновь появилась необходимость осудить это явление. Из деяний этого собора можно увидеть масштаб распространения подобных икон: “Лепо бо и прилично есть во святых Церквах на деисусе вместо Саваофа, поставити Крест, сиречь Распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа”.

В Эрминии - руководстве по иконописи - в пользу изображения Бога Отца написано: “Мы изображаем безначального Отца в виде Старца, как его видел Даниил”, а также аргументом приводилось наличие таких изображений в уже сложившейся и более древней практике Церкви. Собор, напротив, придерживался традиционного святоотеческого толкования этого пророческого места, а также принципа 7-ого Вселенского Собора о том, что изображено может быть только то, что явлено зримо. Итак, собор постановил:”Сие глаголем в возобличение иконописцем яко да престанут от ложных и суетных писаний, и не писали бы ничто собою от ныне, безсвидетельства”.

Единственная каноническая икона с изображением Бога Отца

Икона Пресвятой Троицы
Икона Пресвятой Троицы

Единственной разрешенной иконой, содержащей образы всех Лиц Пресвятой Троицы, стала икона Троица Андрея Рублева. Она изображает трех ангелов, явившихся к Аврааму (Быт. 18:1-8).

Свт. Кесарий Арльский толкует это место так: “Где же это происходило? У дубравы Мамре, что по-латински переводится как «видение» или «различение»... О таком видении говорит наш Господь евреям в Евангелии: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался (Ин. 8:56). Он увидел этот день, говорит Он, потому что признал таинство Троицы. Он увидел Отца как день, Сына как день, Духа Святого как день, и во всех Трех — один день. Подобно тому, как Отец является Богом, как Сын является Богом, как Дух Святой является Богом, так и все Трое — Единый Бог” (проповеди).

Стоглавый собор разрешил использование этой иконы потому, что здесь Святая Троица является явно и зримо, а также потому, что изображение лиц Троицы здесь символично и не претендует на то, чтобы отображать сущность Бога. При этом, для сохранения каноничности для последующих списков этой иконы, необходимо было соблюдать несколько условий: в облике ангелов не должно быть различий, чтобы не делать различий в лицах Святой Троицы (на некоторых списках не отличается и одежда ангелов); надписывать икону следует только словами “Святая Троица”, а не приписывать каждому ангелу отдельное лицо Троицы.

Как бы порой ни хотелось приоткрыть завесу божественных тайн, если Господь не пожелает, то ничего из этого не выйдет. “Бога не видел никто и никогда” (Ин. 1:18), а потому, видя изображение Бога Отца, следует понимать, что оно может быть исключительно символическим и не может иметь реальной связи с сущностью Божией.

Бога Отца традиционно не изображают на иконах, чему есть богословское обоснование. Тем не менее, были случаи изображения Бога Отца, некоторые особо распространившиеся иконы даже были осуждены соборно.-4

КАТАЛОГ МАСТЕРСКИХ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ