Ужасающие масштабы пандемии гриппа 1918 года, известной как "испанский грипп", трудно представить. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний, вирус заразил и убил по меньшей мере 50 миллионов человек во всем мире. Это больше, чем всех солдат и гражданских лиц, погибших во время Первой мировой войны, вместе взятых.
Хотя глобальная пандемия продолжалась два года, значительное число смертей пришлось на три особенно жестоких месяца осени 1918 года. Сейчас историки считают, что смертельная тяжесть "второй волны" испанского гриппа была вызвана мутировавшим вирусом, распространившимся в результате передвижения войск в военное время.
Когда испанский грипп впервые появился в начале марта 1918 года, он имел все признаки сезонного гриппа, хотя и был очень заразным и вирулентным штаммом. Одним из первых зарегистрированных случаев заболевания был Альберт Гитчелл, повар армии США в лагере Фанстон в Канзасе, который был госпитализирован с температурой 104 градуса. Вирус быстро распространился по армейской базе, где служат 54 000 военнослужащих. К концу месяца 1100 военнослужащих были госпитализированы, а 38 умерли от пневмонии.
Когда американские войска массово отправлялись на военные действия в Европу, они привозили с собой испанский грипп. В течение апреля и мая 1918 года вирус распространялся по Англии, Франции, Испании и Италии как лесной пожар. По оценкам, весной 1918 года было инфицировано три четверти французских военных и до половины британских войск. Тем не менее, первая волна вируса не была особенно смертоносной: такие симптомы, как высокая температура и недомогание, обычно продолжались всего три дня. Согласно ограниченным данным здравоохранения того времени, уровень смертности был схож с сезонным гриппом.
Как испанский грипп получил свое название
Интересно, что именно в это время испанский грипп получил свое неправильное название. Во время Первой мировой войны Испания придерживалась нейтралитета и, в отличие от своих европейских соседей, не вводила цензуру на прессу в военное время. Во Франции, Англии и США газетам не разрешалось сообщать ни о чем, что могло бы повредить военным действиям, в том числе и о том, что в войсках свирепствует смертельный вирус. Поскольку испанские журналисты были одними из единственных, кто сообщил о широко распространенной вспышке гриппа весной 1918 года, пандемия стала известна как "испанский грипп".
В течение лета 1918 года число зарегистрированных случаев испанского гриппа сократилось, и в начале августа появилась надежда, что вирус прошел свой путь. Оглядываясь назад, можно сказать, что это было лишь затишье перед бурей. Где-то в Европе появился мутировавший штамм вируса испанского гриппа, который был способен убить совершенно здорового молодого человека или женщину в течение 24 часов после появления первых признаков инфекции.
В конце августа 1918 года из английского портового города Плимут отплыли военные корабли, на борту которых находились солдаты, неизвестно как заразившиеся этим новым, гораздо более смертоносным штаммом испанского гриппа. Когда эти корабли прибыли в такие города, как Брест во Франции, Бостон в США и Фритаун в Западной Африке, началась вторая волна глобальной пандемии.
"Быстрое перемещение солдат по всему миру было основным распространителем болезни", - говорит Джеймс Харрис, историк из Университета штата Огайо, изучающий инфекционные заболевания и Первую мировую войну, - "Весь военно-промышленный комплекс, связанный с перемещением большого количества людей и материальных средств в условиях тесноты, безусловно, был огромным фактором, способствовавшим распространению пандемии".
Вирус убивал и молодых и старых
Жертвы испанского гриппа в казарменном госпитале на территории сельскохозяйственного колледжа Колорадо, Форт-Коллинз, штат Колорадо, 1918 год.
С сентября по ноябрь 1918 года смертность от испанского гриппа резко возросла. Только в Соединенных Штатах за октябрь от испанского гриппа умерло 195 000 американцев. И в отличие от обычного сезонного гриппа, жертвами которого становятся в основном очень молодые и очень старые люди, вторая волна испанского гриппа демонстрировала так называемую "кривую W" - высокое число смертей среди молодых и старых, но также огромный всплеск в середине, состоящий из здоровых 25-35-летних людей в расцвете сил.
"Это очень напугало медицинский истеблишмент, что в середине "кривой W" был такой нетипичный всплеск", - говорит Харрис.
Шокировало не только то, что здоровые молодые мужчины и женщины умирали миллионами по всему миру, но и то, как они умирали. Пораженные лихорадкой, носовым кровотечением и пневмонией, пациенты тонули в собственных легких, наполненных жидкостью.
Только спустя десятилетия ученые смогли объяснить явление, известное сегодня как "цитокиновый шторм". Когда человеческий организм атакует вирус, иммунная система посылает белки-посланники, называемые цитокинами, чтобы стимулировать полезное воспаление. Но некоторые штаммы гриппа, особенно штамм H1N1, вызвавший вспышку испанского гриппа, могут вызвать опасную иммунную реакцию у здоровых людей. В таких случаях организм перегружается цитокинами, что приводит к сильному воспалению и смертельному скоплению жидкости в легких.
Британские военные врачи, проводившие вскрытие солдат, погибших от второй волны испанского гриппа, описали тяжелые повреждения легких как последствия химической войны.
Отсутствие карантина позволило гриппу распространяться и расти
Харрис считает, что в быстром распространении испанского гриппа осенью 1918 года, по крайней мере, частично виноваты чиновники здравоохранения, не желающие вводить карантины в военное время. Например, в Великобритании правительственный чиновник по имени Артур Ньюшолм прекрасно знал, что строгая изоляция гражданского населения - лучший способ борьбы с распространением высококонтагиозной болезни. Но он не хотел рисковать военными действиями, удерживая дома рабочих заводов по производству боеприпасов и других гражданских лиц.
Согласно исследованию Харриса, Ньюсхолм пришел к выводу, что "неустанные потребности войны оправдывают риск распространения инфекции", и призвал британцев просто "продолжать жить" во время пандемии.
Реагирование общественного здравоохранения на кризис в Соединенных Штатах еще больше осложнялось острой нехваткой медсестер, поскольку тысячи медсестер были направлены в военные лагеря и на передовую. Нехватка усугублялась тем, что Американский Красный Крест отказался использовать обученных афроамериканских медсестер до тех пор, пока худшие последствия пандемии уже не прошли.
Медицинская наука не имела необходимых инструментов
Но одной из главных причин того, что испанский грипп унес столько жизней в 1918 году, было то, что у науки просто не было инструментов для разработки вакцины против этого вируса. До 1930-х годов микроскопы не могли разглядеть что-то невероятно маленькое, как вирус. Вместо этого ведущие медики в 1918 году были убеждены, что грипп вызван бактерией, прозванной "бациллой Пфейффера".
После глобальной вспышки гриппа в 1890 году немецкий врач по имени Рихард Пфайффер обнаружил, что все его инфицированные пациенты являются носителями особого штамма бактерий, который он назвал H. influenzae. Когда разразилась пандемия испанского гриппа, ученые были намерены найти лекарство против бациллы Пфайффера. Миллионы долларов были вложены в самые современные лаборатории для разработки методов тестирования и лечения H. influenzae, но все было напрасно.
"Это был огромный провал для медицинской науки", - говорит Харрис.
К декабрю 1918 года смертоносная вторая волна испанского гриппа окончательно прошла, но пандемия была далека от завершения. Третья волна вспыхнула в Австралии в январе 1919 года и в конце концов вернулась в Европу и Соединенные Штаты.
Даже президент США не остался в стороне. В апреле 1919 года, вскоре после прибытия на мирные переговоры по Первой мировой войне в Париж, Вудро Вильсон серьезно заболел гриппоподобными симптомами. Белый дом скрывал серьезность его состояния, утверждая, что Вильсон просто простудился из-за дождливой погоды в Париже. Несмотря на то, что переговоры едва не были сорваны, Вильсон в конце концов полностью выздоровел и в июле того же года вернулся в США.
Уровень смертности от третьей волны был таким же высоким, как и от второй, но окончание войны устранило условия, которые позволили болезни распространиться так далеко и так быстро. Смертность в мире от третьей волны, хотя и исчислялась миллионами, по сравнению с апокалиптическими потерями во время второй волны была ничтожной.
Photo: Getty Images
——
Поддержите канал с хорошим контентом!
Поддержите лайком!
Подпишитесь! Поделитесь!
Исторический канал это истории и события изменившие мир!
#Испанский грипп #пандемия #История