Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность).
Статья предоставлена для канала #хакнем_иудаизм издательством журнала "Мир Торы".
Автор: #александр_айзенштат , художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим.
Цикл статей "Шидух": Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5 [текущая].
В среде тех, кто не соблюдает заповеди, но идентифицирует себя как евреи в мировоззренческих моментах (например, светские сионисты различного толка) и считает себя частью еврейского народа, уже давно обсуждается один вопрос. Он по-разному звучит и не всегда задается в форме вопроса, но суть всегда та же: «А как правильно быть евреем?» Соблюдающему человеку этот вопрос может показаться смешным, потому что ему совершенно ясно, что еврей — это Тора и, собственно, все. Тем не менее, вопрос такой есть, споры не утихают, и один из предметов постоянного обсуждения — семья: почему традиционная еврейская семья, которая создается таким несовременным образом, посредством «шидуха», в конечном счете оказывается более устойчивой?
Понятно, что общество соблюдающих Тору людей не похоже на новый, идеально сотканный персидский ковер, в котором нет никаких помарок и изъянов — человек слаб, а все люди разные. Но, в общем и целом, нужно понять принципиальную разницу между светским и религиозным подходом к созданию семьи. Когда религиозные парень и девушка выходят на «шидух», и этот «шидух» завершается вступлением в брак, то они создают нечто большее, чем они сами. Почему возможно стабильное компаньонство между двумя отдельными людьми? Как два человека вообще могут сплотиться вместе? Над ними должно довлеть нечто большее, чем они. В качестве примера можно привести деловой тандем, в котором у каждого своя роль: один производит, а другой продает, и каждый умеет хорошо выполнять только свою задачу. Если они по какой-то причине разделятся, то у первого будет оставаться товар, а второму нечего станет продавать. Получается, что в их партнерстве есть нечто большее, чем они сами. Если компаньонство заключается в самом факте компаньонства, и нет в этом чего-то большего, чем сами компаньоны, то в силу обязательного взаимного несоответствия и противоречия их интересов возникнет шум, начнутся помехи, и в конечном счете это разрушит компаньонство. Но если там есть некий внешний фактор, который их сплачивает и объединяет, то, конечно, компаньонство будет продолжаться.
Что конкретно объединяет супругов? То, что они построили этот дом. Человек, который соблюдает законы Торы, верит во Всевышнего и в то, что Он дал Тору. Поэтому этот человек видит перед собой целый ряд вещей — больших, великих вещей — ради которых он готов жертвовать временем, силами, деньгами, даже если он один, без семьи. Например, каждую неделю этот человек празднует Субботу. Это значит, что он должен делать три торжественные трапезы. А еще это значит, что он не может в этот день работать на компьютере, не может ехать, не может открыть магазин, копать, сажать и т.д. И это относится в равной степени как к мужчине, так и к женщине. Поэтому если вы спросите какую-нибудь светскую пару, в отношениях которой не все гладко: а если бы вы были обязаны ужинать вместе минимум два раза в неделю — что тогда? Понятно, что люди могут сидеть вместе за столом и не любить друг друга, но в религиозных семьях сам этот момент обязательного совместного времяпро- вождения очень помогает: и он, и она верят в Тору, и он и она понимают, что сейчас Шабат, и что они вместе исполняют закон — участвуют в заповеданной трапезе. Это лишь один из примеров совершенно конкретных «инструментов», которые способствуют миру в еврейской семье, сплачивая супругов. И «шидух», безусловно, является одним из таких инструментов.
Итак, во время «шидуха», даже после того как стороны приняли решение жениться, запрещены любые прикосновения, и для того, чтобы жених мог, наконец, дотронуться до невесты, ему необходимо сочетаться с ней браком. С одной стороны, это создает ситуацию «кота в мешке». Но с другой стороны, первое прикосновение приобретает силу и становится освященным Свыше актом, что делает его очень сильным положительным фактором, который полностью отсутствует в современном светском сценарии отношений, где если и было когда-то «то самое», первое прикосновение, то оно было не в связи с бракосочетанием — оно случилось когда-то раньше, и у большинства пар первое прикосновение не было «первым прикосновением». В религиозном издании не очень удобно вдаваться в подробности, но взрослые люди способны понять, что я имею в виду. Дефицит цело- мудренности и скромности не способствует сплоченности супругов. Как форма начала строительства семьи «шидух» более эффективен. Но главное не сам «шидух», ведь впоследствии его влияние сглаживается и даже нивелируется — самое важное, что с «шидуха» начинается созидание того, что все дни жизни супругов будет над ними — совместное служение Царю. Поэтому чем более религиозны парень и девушка, тем больше у них шансов прожить жизнь вместе, и чтобы эта совместная жизнь складывалась успешно.
«Шидух» — это технология, которая работает. Однако важно понимать, что это не панацея. Вообще, большая ошибка считать, что если человек верит в Б-га, устраивает субботние трапезы и т.д., то у него обязательно будет мир в семье. Вовсе не обязательно! В религиозных семьях тоже бывает всякое, в т.ч. и склоки, и, к сожалению, разводы — ведь соблюдающие евреи, в конечном счете, тоже не ангелы, а люди из плоти и крови. Просто религиозный человек априори прилагает для обеспечения мира в семье больше усилий.
Продолжение цикла следует в рубрике #хакнем_иудаизм .
Автор: #александр_айзенштат художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 60].
Цикл статей "Шидух":
1 статья — С точки зрения Торы, очень важно иметь потомство, а внебрачные связи запрещены
2 статья — "Шидухи" прошлого. Как устроено древнее, еврейское сватовство?
3 статья — Технология "Шидуха"
4 статья — Свадьба и создание семьи как цель Шидуха
5 статья — «Шидух» помогает создать крепкую семью[текущая статья]
Продолжение следует...